Итоги выборов в Народный Хурал (парламент) Калмыкии никого особо не удивили. Хотя многими экспертами указывалось на то, что выборы могут конкурентными и даже острыми, но как показал ход избирательной кампании, доминирование «Единой России» было очевидным: политический, административный и финансовый ресурс партии власти был несопоставим с конкурентами.
Весь вопрос был в том, как удастся действующей региональной администрации распорядиться таким очевидным преимуществом. Причем главная интрига заключалась не только в количестве набранных голосов тире мандатов, но и в их, как минимум, если так можно выразиться, политической легитимизации, а, как максимум, в создании возможностей для реализации дальнейших актуальных политических задач. В частности, для успешного проведения на территории республики предстоящих выборов Президента России, а также выборов главы республики и депутатов Элистинского городского собрания.
По мнению практически всех наблюдателей, программа минимум успешно решена, чему способствовала, прежде всего, своевременная перестройка работы внутриполитического блока администрации главы Калмыкии, подкрепленная профессиональной консультацией искушенных специалистов.
Что касается второй задачи (максимум) — почти да, но с некоторыми оговорками, проблема с решением которой может носить, прежде всего, субъективный характер.
Остальным партиям на состоявшихся выборах оставалось уповать на качественное проведение избирательной кампании, в котором важную роль сыграло бы грамотное использование сравнительно высокого показателя протестности населения, которым в последние годы характеризовалась общественно-политическая ситуация Калмыкии. Как это произошло на выборах в ГосДуму в 2021 году, когда впервые за многие годы «Единая Россия» впервые проиграла выборы КПРФ в главном калмыцком избирательном округе — в Элисте.
Собственно, на этом основывались предвыборные выкладки некоторых наблюдателей, которые включали Калмыкию в список регионов, где может быть конкурентная борьба. Однако этого не произошло.
Как отмечает директор Аналитического центра Российского общества политологов (РОП) Андрей СЕРЕНКО, главным условием этому стал межэлитный компромисс, который был достигнут в Калмыкии накануне выборной кампании. Сейчас уже можно констатировать — в обозначенном экспертом компромиссе были заинтересованы все участники регионального политического процесса.
Во-первых, федеральный центр, для которого протестность населения региона в преддверии президентских выборов-2024 стала вызывать определенную тревогу.
Во-вторых, разумеется, администрация главы республики, для которой – обновленной — данные выборы стали важным тестом на профессиональную состоятельность.
В-третьих, так называемая калмыцкая оппозиция, испытывающая определенные организационно-финансовые и идейные (в том числе на фоне проведения СВО) трудности.
И, наконец, в-четвертых, население республики, которое на фоне отсутствия по-настоящему реальных альтернативных проектов (целей) развития республики и ярких личностей их представляющих, очевидной разницы в потенциале участников выборов, а главное на фоне озабоченности куда более насущными вопросами, как верно отметил политолог Эдуард УНКУРОВ, испытывает усталость от бесперспективности, затухающей актуальности политической полемики.
Как следствие вышеуказанного компромисса стал и характер избирательной кампании — спокойный, с отсутствием безответственных действий и заявлений со стороны ее участников. Это отметили, практически все заинтересованные наблюдатели. Конечно, в будущем, при возможном изменении политических условий, характер кампаний будет другим. Но сейчас можно констатировать: с точки зрения корректности поведения участников прошедшие выборы стали шагом вперед в вопросе повышения качества политической культуры в регионе.
Очевидно, что предметом «большого политического компромисса» стало не только стремление к заботе о всеобщем политическом благе. Реальная политика всегда строится на вполне конкретных вещах и интересах, вполне конкретных людей. Но сути дела это не меняет. А в чем-то даже добавляет профессионального блеска тем, кто сумел выстроить сработавшую схему.
В чем конкретно выражается польза от компромисса для отдельных его акторов (помимо партии власти, добившейся своих целей), станет ли достигнутый политический результат, в котором ключевую роль сыграл успешный диалог началом более зрелой внутрирегиональной политики или останется лишь очередной успешной кампанией в биографии опытных политтехнологов и одноразовой схемой, покажет ближайшее время.
Единственное, добавим (на будущее), что достигнутый результат (общественная консолидация), который с небольшим количеством оговорок, можно попробовать назвать успехом для всей политической Калмыкии — наблюдение политолога Николая ЮХАНОВА, может и должен стать долгосрочным трендом общественно-политического развития Калмыкии. Для этого нужны политическая дальновидность, ответственность и воля, профессиональное мастерство всех участников политического процесса.
Но главная ответственность, по определению, лежит на действующей управленческой команде. Во всяком случае было бы обидно упустить предоставившуюся возможность. А для Калмыкии, перед которой особенно остро стоят вопросы социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения, можно расценить это как непозволительная роскошь.
Буянча ГАЛЗАНОВ, руководитель Калмыцкого республиканского отделения Российского общества политологов (КалмРОП).