ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ НАУЧИЛАСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ САНКЦИОННОЕ ДАВЛЕНИЕ КАК РЕСУРС

НИКОЛАЙ КУЗЬМИН

Цель нового, седьмого, санкционного пакета такая же, как и у всех старых пакетов и пакетов, которые появятся позже. В максимуме это цель ликвидации сложившегося к настоящему времени геополитического статуса России, превращение ее в политически зависимое государство, ресурс для экономического и политического доминирования США.

Более реалистической целью является демонстрация миру, что государство, вступившее в прямую конфронтацию с Западом, будет жестко наказано.

Западные элиты сильно раскрутили маховик русофобии, обвинений в адрес России и им приходится этому уровню русофобии соответствовать. Для этого им необходимо демонстрировать как во вне, так и внутри своих стран «статус пахана», который способен жестко наказать нарушителя, покусившегося на этот статус. Поскольку такие цели очевидны, повлиять на политический курс российского руководства эти санкции не смогут в среднесрочной перспективе.

Российское руководство на капитуляцию и даже просто серьезные уступки не пойдет.

Тем более что за последние месяцы удалось добиться позитивных изменений во внешнем контуре. Санкции создают серьезные проблемы для российской экономики, но такие проблемы становятся фатальными, если их не решают. Санкции довольно-таки системны, продуманы, но с российской стороны тоже создается система решения проблем, вызванных санкциями.

Большая часть российского общества понимает, каковы ставки в игре, и поэтому не будет обвинять руководство России в том, что его действия стали причиной серьезных проблем в экономике из-за санкций. Поэтому в настоящее время отсутствует угроза социально-политической дестабилизации из-за роста оппозиционных настроений в обществе. Возможны локальные социальные проблемы, как в отдельных регионах, сильнее других пострадавших из-за санкций, так и в отдельных социальных группах мировоззренческого типа.

Кто-то будет недоволен отсутствием радикальных мер по перестройке экономики, кто-то, наоборот, будет недоволен жестокостью некоторых мер в экономике и политике. Однако политическое руководство России умеет держать баланс между крайними позициями в обществе, постепенно смещать этот баланс в нужную сторону и маргинализировать наиболее радикальные группы, способные дестабилизировать ситуацию.

Пример сохранения такого баланса — формирование информационной повестки вокруг проблемы импортозамещения. С одной стороны, допускается критика результатов политики импортозамещения, с другой – сохранен баланс элитных групп, реализующих эту политику.

В сфере экономики процесс адаптации только начат, поэтому пока нет оснований для оценки его результатов. Принимаемые меры лишь начинают действовать, какие-то меры пока еще обсуждаются и будут применены позже.

Политическая система меняется более быстро, она к санкционному давлению не просто адаптировалась, но и научилась использовать его как ресурс.

Возникшие проблемы и угрозы гораздо более серьезны, разнообразны и растянуты во времени, чем те, что были после присоединения Крыма.

Поэтому более реальным является не консенсус, а набор разных позиций по вопросам:

  • до каких границ вести боевые действия?
  • какие жертвы приемлемы, причем с обеих сторон?
  • какие политические меры и формы необходимы для организации жизни на освобожденных территориях?
  • какие экономические меры помогут справиться с санкционным давлением?

Консенсус возможен только в самой общей форме в виде позиции: отступать и поддаваться давлению со стороны Запада нельзя.

Николай КУЗЬМИН, кандидат философских наук, руководитель регионального отделения Российского общества политологов (РОП) в Республике Крым.

Источник: Аналитический центр Российского общества политологов (РОП).

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов