ВЫБОРЫ В ГОСДУМУ — НАЧАЛО БОЛЬШОЙ ПОСТКОВИДНОЙ ПЕРЕЗАГРУЗКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Андрей Серенко

Сегодня наступает этап отбора политическими партиями своих предвыборных стратегий. Пока сложно сказать, насколько партийные политтехнологи, привыкшие работать по доковидным лекалам, готовы к диалогу с избирателями, пережившими многомесячную чрезвычайную ситуацию, вполне сопоставимую с небольшой войной — пандемию и связанные с нею режимы работы системы здравоохранения и карантинных ограничений.

Впервые выборы в ГосДуму в национальном масштабе будут проводиться в пост-ковидный период. Другими словами, в период, когда очень сильно изменились люди, изменился образ жизни, но еще неизвестно, изменились ли политические партии и предлагаемые ими механизмы воздействия на общественное мнение.

То, что пока демонстрируют некоторые политтехнологи и политические аналитики, обслуживающие парламентские партии, оптимизма не вызывает — слишком много доковидного формализма, необоснованного аппаратного оптимизма, странного стремления делать вид, что «ничего за минувший год особенного не произошло», вытаскивание из пиаровских сундуков арсенала методик 2019 года и еще более ранних лет.

На самом деле, наша страна, российское общество, как и остальной мир, довольно заметно изменились и продолжают меняться, что не может не сказаться на фактически уже стартовавших парламентских выборах.

Для настроений избирателей характерно закрепление двух тенденций — с одной стороны, острого запроса на поддержку со стороны власти в «военный» и «послевоенный» периоды пандемии, и, с другой стороны, растущее недоверие практически ко всем властным и политическим институтам, включая партии и представительные органы всех уровней, в том числе и к ГосДуме.

Если ситуация не изменится в очень короткие сроки (а пока оптимизма на этот счет не много), то по итогам предстоящего Единого дня голосования в России будет избран изначально «слабый парламент».

И его слабость будет определяться не только очевидным фактом, что слабые партии сильный парламент по определению сформировать не могут, но и, прежде всего, отсутствием доверия к новой ГосДуме со стороны избирателей еще до того, как они примут участие в формальной процедуре голосования.

Нынешние выборы в ГосДуму нуждаются не в изысканных манипулятивных технологиях, призванных объяснить находящимся в угрюмом постковидном «похмелье» избирателям итоговый результат Единого дня голосования. Это как раз избирателю неинтересно, поскольку недоверие к электоральным процедурам в российском обществе имеет многолетнюю историю и его точно не снять в ходе одних парламентских выборов.

Легитимность новой ГосДумы в глазах российских избирателей будет определяться не пропагандистской трескотней на тему «как мы всех честно избрали», а убедительным донесением до общества позиции федеральной власти, что Государственная Дума ФС РФ превратится в один из штабов национального спасения — от внутренней постковидной неустроенности и разрухи, от безответственных и равнодушных чиновников в регионах, от ощущения одиночества и заброшенности избирателей.

И что этот штаб национального спасения будет работать вместе с Президентом России, который предъявит своим соотечественникам жесткий и конкретный план возрождения страны, в основе которого будут находиться социально-экономические интересы российских граждан.

Выборы в ГосДуму — это важный, но все же лишь один этап в большой перезагрузке российской государственно-политической системы.

Один новый федеральный парламент сам по себе эту перезагрузку не осуществит. Однако и без него сложная постковидная национальная стратегия переустройства страны реализована быть не может.

Андрей СЕРЕНКО, директор Аналитического центра Российского общества политологов.

Источник: Аналитический центр Российского общества политологов (РОП).

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов