НЕОБХОДИМО ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ОСВОЕНИЕ ИДЕЙ И ЦЕННОСТЕЙ СОЦИАЛ-ЛИБЕРАЛИЗМА И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЗМА

Александр СТРИЗОЕ

Недавние массовые протестные акции в российских мегаполисах и крупных городах указывают на то, что у значительной части их участников существует нереализованная потребность в артикуляции своих требований.

Ни одна политическая партия, представленная в нынешней Государственной Думе ФС РФ, не может удовлетворить пока эти потребности.

Очевидно также, что существуют идеологические локусы, не освоенные или недостаточно освоенные участниками российского политического процесса.

Социальный состав протестантов 2020-2021 годов включал в себя значительные группы достаточно молодых (от 25 до 35-40 лет), достаточно образованных и активных граждан (до одной трети участников). Они индифферентны к фигуре Алексея НАВАЛЬНОГО или не симпатизируют ему, но не довольны закрытостью или недоступностью лифтов социальной мобильности, отсутствием карьерных перспектив, узостью сферы гражданской самореализации.

В то же время, они заинтересованы в социальной поддержке и стимулировании со стороны властей усилий по решению собственных социально-экономических проблем.

Эта часть электората, имеющая значительное число молчаливых и пассивных сторонников, может и должна быть охвачена за счет новых политических партий и корректировки их ценностно-идеологического дизайна.

В условиях расширяющегося в российском обществе запроса на социально ориентированное государство такая корректировка может осуществляться на основе идей и концептов социал-либерализма и социал-демократизма.

Необходимость освоения существующими и новыми российскими партиями этих ценностных и идеологических локусов обусловлена тем, что, с одной стороны, партия «Яблоко» за все время своего существования так и не смогла освоить идеи социал-либерализма и предложить привлекательную для населения российских регионов программу, конкретные лозунги и ориентиры активности.

С другой стороны, КПРФ так и не предложила понятной и привлекательной для своей социальной базы концепции «нового социализма», неуклонно дрейфует к теряющим свою привлекательность идеологическим догмам советской официальной идеологии.

Неудачный электоральный опыт российских «правых» (от «Выбора России» и «Союза правых сил» до «Гражданской платформы») показывает невозможность обрести широкую массовую поддержку на основе идей и лозунгов классического либерализма и либертарианства, с их культом свободы, предпринимательской активности и минимизации функций государства.

В этой ситуации важно, чтобы кампания партии «Новые люди», претендующей на игру в «правом» политическом спектре в ходе выборов в ГосДуму-2021, не повторяла ошибок предшественников и была ориентирована на идеи успешного предпринимательства, имеющего социальную ориентацию, а также идею первостепенной поддержки носителей новых инновационных технологических и экономических решений.

Не менее значим для «Новых людей» и концепт социально ориентированной государственной и муниципальной власти, построенной на идеях «умной» и «мягкой» силы, стимулировании (особенно в городах) низового гражданского участия.

Объединение «Справедливой России» с «Патриотами России» и движением «За правду» может снизить градус социального протеста лишь при освоении ценностей и идей социал-демократии, сочетающих положительное отношение к рынку, предпринимательской и конструктивной гражданской активности, с лозунгами социальной справедливости и неэгалитарного социального равенства (равенства исходных шансов, стартовых возможностей и правил игры, но не равенства результатов).

Идея патриотизма в нынешней ситуации также нуждается в корректировке ее понимания. Формы и стиль военно-патриотического и исторического дискурса российской пропаганды, ориентированного на память о Великой Отечественной войне и присоединение Крыма, исчерпали свою эффективность.

Это подтверждается данными социологических исследований. По данным Зинаиды СИКЕВИЧ (Вестник СПбГУ. Серия «Социология», 2020 г., № 4), объектом гордости и источником позитивных ассоциаций у молодежи Санкт-Петербурга (18-29 лет) победа в Великой Отечественной войне является у 38,8% опрошенных (2019 г.) при 86% (2011 г.), а присоединение Крыма — у 4,9% опрошенных (2019 г.).

Очевидно, необходимо сместить фокус военно-патриотической пропаганды на героизм и патриотическую защиту Родины советскими и российскими военными в более близкий большинству современной аудитории по своим культурным и ментальным ценностям период конца ХХ — начала XXI веков.

Концепты суверенности и патриотизма могут быть разработаны на основе установки на то, что все имеющиеся в стране проблемы (в том числе борьбы с пандемией) россияне решат сами, без подсказок и наставлений извне, что для решения этих проблем у нас есть все необходимые условия, воля и решимость.

Смещение фокуса патриотической пропаганды на социальную политику и самостоятельное решение внутренних проблем будет логично с точки зрения изменений в Конституцию России, внесенных в 2020 году.

Новая лево-центристская партия должна захватить и удержать пропагандистскую и электоральную инициативу в своих руках.

Электоральный дебют федерального масштаба партии «Пенсионеры за социальную справедливость» также может строиться на основе идей социал-либерализма и социал-демократизма, особенно на фоне значительно помолодевшего состава современных пенсионеров, а также потенциальных получателей будущих пенсий. С этими идеями вполне согласуются лозунги создания более совершенной и справедливой пенсионной системы.

Идеи активной старости, самопомощи, объединения усилий пенсионеров для решения собственных проблем вполне согласуются с ценностями самоорганизации, адресной справедливости, социального предпринимательства.

Традиционную для российского общества идею социального патроната пенсионеров со стороны государства необходимо корректировать и дополнять в условиях омоложения состава пенсионеров и возрастания в их числе доли представителей городских поколений с новым социальным опытом. КПРФ не смогла предложить новых решений этих вопросов, их постановка со стороны «Единой России» с учетом ее связи с проведенной пенсионной реформой не вызовет доверия. Для ее продвижения и электорального освоения людей старших возрастных групп нужна новая политическая структура и новые кадры.

С точки зрения перспективы проведения нового тура региональных и муниципальных выборов освоение идей социал-либерализма и социал-демократизма важно для привлечения в электоральный процесс и в депутатский корпус людей, критически относящихся к идеологии российского консерватизма.

Это люди, обладающие образованием, профессионально и социально активные, число которых в условиях развития информационно-технологической революции будет неуклонно возрастать. Их энергия может и должна быть направлена на решение множества социальных проблем, неполитических по своему характеру, но чрезвычайно важных для комфортного социального самочувствия граждан российских регионов, их лояльности федеральной власти.

Немаловажно, что социально окрашенный патриотизм, программу и лозунги которого можно сформулировать на основе социал-либерализма и социал-демократизма, позволяют связать интересы и запросы людей молодого и зрелого возраста с идеей справедливого государства. Это позволит более эффективно противостоять достаточно широко распространенной деструктивной позиции: «Мы — патриоты российского общества, мы за общество, но не за государство».

Александр СТРИЗОЕ, доктор философских наук, профессор Волгоградского государственного университета, эксперт Российского общества политологов.

Источник: Аналитический центр Российского общества политологов (РОП).

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов