ПРОТЕСТ НА ФОНЕ ПАНДЕМИИ: ФАКТОРЫ СПАДА АКТИВНОСТИ

АПЭКЕжегодный — третий в серии — доклад Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) посвящен тенденциям развития протестной активности в российских регионах в 2020 году. 

По итогам 2020 года в сравнении с 2019-м аналитики АПЭК прогнозируют снижение количества политических протестных акций на 20-30%, социально-экономических — на 15-25%, экологических — на 30-40%.

Очевидно, что главный фактор снижения протестной активности — пандемия коронавируса. Пандемия будет влиять на протестную активность сдерживающим образом относительно недолго. Скорее всего, уже в 2021 году этот эффект себя исчерпает.

Сохраняются выявленные АПЭК ранее общие черты регионального протеста: ситуативная повестка, территориальная локализованность (как правило, с невозможностью выхода даже за пределы муниципалитета, где образовался «очаг» протеста) и преобладание прямой коммуникации с властью над устойчивыми форматами самоорганизации, в том числе партийными.

Весной 2020 года динамика протестной активности ожидаемо пошла на спад, так как уже в марте в России резко изменилась эпидемиологическая обстановка и началось введение ограничительных мер. 

Поскольку в рамках первый волны коронавируса в Москве ограничительный режим оказался наиболее жестким по сравнению с другими регионами страны, крупных политических акций протеста, которые периодически проходят в Москве, в этот раз также не было.

При этом появилась новая протестная повестка — эпидемия и ее последствия, хотя в виде публичных акций протеста она пока не проявляется. По сравнению с прошлым годом отмечается некоторый спад протестной активности.

Сокращение количества протестных акций не свидетельствует об отсутствии недовольства, но оно пока не находит подходящие к новым условиям формы выражения.

Протестные акции, прошедшие в российских регионах в 2020 году, отражают два устойчивых тренда: рост социально-экономической напряженности и недовольство экологической ситуацией. 

При этом социально-экономическая повестка в последнее время разворачивалась в основном в логике борьбы с эпидемией — вновь появилась проблематика безработицы, которая в России не относилась к числу ключевых (в отличие от уровня зарплат), пришло понимание социальной уязвимости некоторых профессиональных групп, пострадавших от эпидемии и др.

Экологическая проблематика сформировалась в последние годы и удерживается в числе главных раздражителей — по-прежнему в ней доминируют опасения за жизнь и здоровье, а проблемы осознанного потребления, раздельного сбора мусора и пр. периферийны.

По данным одного из последних опросов ФОМ, посвященного уровню протестных настроений, 38% опрошенных заявили, что действия российский властей за последний месяц лично у них вызывали недовольство — этот показатель с начала года удерживается в районе 40%.

Интересно, что самый низкий показатель — 31% — был зафиксирован в апреле, в активной фазе эпидемии. Также 57% опрошенных отмечают, что в их окружении преобладают тревожные настроения — и это замечание имеет тенденцию к росту в последние месяцы. При этом большинство (52%) респондентов считает, что в ближайшее время в протестных акциях приняло бы участие немного людей. Декларируют готовность лично принять участие в протестах 27% опрошенных, тогда как 66% говорят, что не готовы на это.

Полный текст нового ежегодного аналитического доклада АПЭК «Протест на фоне пандемии: факторы спада активности» доступен на сайте АПЭК и на портале «Региональные комментарии».

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов