НОВЫЕ ПАРТИЙНЫЕ ПРОЕКТЫ МОГУТ БЫТЬ УТИЛИЗИРОВАНЫ ПАРЛАМЕНТСКИМИ ПАРТИЯМИ

Андрей Серенко

Новые партийные проекты, появившиеся на российской политической сцене в 2020 году, пока, в основном, напоминают бабочек-однодневок.

Какие-то из них дают основания предполагать, что имеют перспективы (прежде всего, речь идет об уже существующих брендах, лишь частично перезагрузившихся в последние полгода — это, в частности, «Партия пенсионеров за социальную справедливость», «Коммунисты России», партия «Народ против коррупции»).

Другие заставляют подозревать их в исключительно сиюминутных амбициях, а то и в откровенно коммерческом интересе, например, в раскрутке достаточно утилитарных экономических проектов (бизнес по разработке и продвижению компьютерных игр, сеть магазинов косметики).

Новые лево-патриотические проекты вроде партии Захара ПРИЛЕПИНА «За правду» вызывают противоречивые чувства: с одной стороны, избиратель на лозунги с этого фланга реагирует не без интереса, но, с другой стороны, конкуренция на нем весьма острая и сказать что-то принципиально новое крайне сложно.

Остается надежда разве что на новые лица, говорящие привычные слова с яркой мимикой, но при общем снижении общественного доверия ко всем партиям без исключения, рассчитывать на чудо здесь также вряд ли приходится.

Тем не менее, «разведение» новых партий вполне может стать оригинальной российской политической традицией — тем более, если полевые испытания этих проектов в сентябре 2020 года окажутся хотя бы в какой-то степени успешными. Тогда можно будет ожидать очередного выброса соцветий новых партийных брендов и в 2021-м, и в 2022-м, и в 2023-м годах…

В нынешнем году планы в оранжерее новых партий поломал CoVID-19. Новые партийные проекты потеряли не менее четырех месяцев, лишившись существенных возможностей по выстраиванию коммуникаций с избирателями.

Поэтому не следует слишком строго оценивать сегодня достижения тех же «Новых людей», «Партии прямой демократии», «Зеленой Альтернативы» и борющихся за справедливость пенсионеров: не будь пандемии, возможно, эти бренды играли бы сегодня гораздо ярче в электоральном и информационно-политическом отношении.

Кстати, пандемия также зафиксировала отсутствие на российской тепличной партийной грядке проекта, который как раз должен был появиться, будь политические садовники готовы к встрече страшной инфекции CoVID-19. Речь идет о «партии врачей» — политической организации, защищающей интересы не только сферы здравоохранения и медиков, но и пациентов.

Нет сомнений, что если бы такая партия приняла участие в местных и региональных выборах в 2020 годах, то она могла бы рассчитывать на гораздо больший успех, чем партии любителей компьютерных игр или борцов за экологию. Впрочем, еще не поздно и, вполне вероятно, что и в 2021 году проект «партии врачей» все еще будет актуален.

Представляется, что те партийные проекты, которые не оправдают в сентябре 2020 года надежд политических садовников и ожиданий ценителей прекрасного в российской политике, будут нуждаться в специальных программах по электоральной утилизации.

И здесь открываются возможности уже не для постановочной конкуренции новых недопартий с естественными партийными монополиями вроде «Единой России», КПРФ и ЛДПР, а для сотрудничества с ними.

Например, «Новые люди» и «партия танчиков» могли бы превратиться в политические платформы внутри «Единой России», которая сегодня, перед выборами в Государственную Думу ФС РФ в 2021 году, остро нуждается в перезагрузке своей политической стратегии, притоке свежей «крови», идей и людей — в том числе, в качестве кандидатов в депутаты федерального парламента.

В свою очередь, партия «За правду» могла бы стать партнером для КПРФ, в которой уже появляются признаки внутрипартийного транзита власти: почему бы ПРИЛЕПИНУ не стать преемником Геннадия ЗЮГАНОВА, которого все сильнее душат в своих объятиях лидеры нескольких номенклатурных кланов в ЦК, каждый из которых предлагает еще более унылую версию «красного проекта», чем зюгановская?

Да, ПРИЛЕПИН не номенклатурный «красный жирный кот», он классово чужд бюрократии ЦК, но зато он способен привнести во впадающую в очередной застой Компартию России пассионарную энергетику, новую политическую лексику и свежие идеи. То есть все то, в чем нуждаются сегодня реальные и потенциальные сторонники левой идеи в России.

Впрочем, если вожди КПРФ от интеграции с прилепинским проектом откажутся, он вполне может поискать себе партнера перед выборами в ГосДуму среди тех же «Коммунистов России», «Справедливой России», «Родины» или даже «Народа против коррупции».

Очевидно, что идея создания в 2020 году новых партий, помимо утилитарных политтехнологических задач по «отъему» левого и националистического электоратов у КПРФ и ЛДПР, во многом стала реакцией на кризис доверия в отношении традиционных парламентских партий.

И также очевидно, что естественные партийные монополии в лице «Единой России», КПРФ и ЛДПР этот кризис, с разными темпами, преодолеют и никуда с политической сцены страны не денутся.

Напротив, новые партийные проекты, в конечном счете, укрепят позиции этих политических долгожителей, что позитивно скажется на стабильности национальной партийной системы в целом.

Думаю, уже итоги выборов в ГосДуму в 2021 году это предположение подтвердят.

Андрей СЕРЕНКО, директор Аналитического центра Российского общества политологов (РОП).

Источник: РОП.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов