СЕГОДНЯ МЭР ЛИБО ЭНТУЗИАСТ, ЛИБО ВОР

Сегодня в городскую власть приходят люди, которым не нужно быть политиками, не нужно получать голоса. Замена мэров, живущих в логике политического процесса на назначаемых, пусть и представительным органом, сити-менеджеров, которые управляют городом, началась не вчера. Сегодня можно констатировать: смена профессий, бесспорно, произошла.

Но нельзя сказать, что это привело к существенному улучшению административного навыка градоначальников, как не сказать в общем, что городская власть назначаемая перестала слышать народ.

Форма избрания и назначения — важна для вертикали: подчиняется мэр губернатору или нет, контролирует ли губернатор городской бюджет или нет.

Ключевая тенденция института градоначальников остаётся неизменной — это взаимоотношения мэров и глав регионов, выстраивание или невыстраивание вертикали.

Назначение — избрание мэров. Сегодня, это, пожалуй, самый главный вопрос в области регионального управления. Кто же все-таки сегодня мэр: сити-менеджер или политик, которого избирает народ, или что-то среднее между этими двумя полюсами? Ответ на этот вопрос не получен до сих пор.

Заметим, что в разных регионах, а иногда и в рамках одного региона механизмы передачи власти новому мэру совершенно разные. Причем это касается не только региональных столиц, но и глав малых городов.

Что касается личностей мэров — ничего нового мы не замечаем, кроме двух-трех случаев, когда главами городов или поселков чаще всего избираются люди совершенно не из формальной элиты.

Чисто административная сторона, управленческая сторона существенно не меняется последние годы. Определенный уровень компетенций, бесспорно, можно выделить. Но сказать, что он качественно меняется от политического цикла к политическому циклу — не скажешь.

Вертикаль с назначаемым мэром расширила методы воздействия региональной власти на муниципальную. Очень часто сити-менеджеры прямо рекомендованы региональной властью. Основной предмет борьбы между мэром и губернатором — это финансы, бюджет. На избранного градоначальника влиять труднее.

Сегодня мэром (по большей части, здесь мы не берем города федерального значения) быть вообще трудно: денег нет.

Поэтому, рассуждая о престиже должности мэра, надо сказать, что когда люди понимают, что от власти нет результата — то и престиж падает. Но если с другой стороны взглянуть, в нашей стране не любят власть, но уважают, поэтому, должность, хоть и мэрская, то все-таки это причастность к неким благам — зарплате-машине, иным привилегиям. Это также престижно, к сожалению, для нечистых на руку людей, которые попали на эту должность.

Впрочем, любой мэр сегодня, как директор завода при Советах, который «всегда под судом». Мэры, даже честные, рискуют. Потому что сегодня учесть все требования всех законов бывает невозможно в принципе.

У мэра среднего города так же «директорская» проблема — финансовая. Он должен чинить крыши, поддерживать больницы, школы, платить зарплаты и где-то на все это брать деньги.

Даже если у тебя крылья ангела и ты не воруешь, ты все равно будешь вынужден чего-нибудь химичить.

Поэтому часто сложно оценить осужденных мэров — просто ли это воры, или у них не было другого выбора, чтобы просто выполнить свои обязанности. Но, с точки зрения, уголовной статистики — это одно и то же.

Правовая незащищенность как следствие незащищенности экономической. И мы сталкиваемся с таким парадоксом, что негодяю на этой должности оказывается гораздо комфортнее: с точки зрения правил эффект тот же, но при этом он еще и карманы себе набьет.

Чиновничьих перспектив должность мэра не имеет. Государственное звание мэр не получает. С точки зрения карьерной ступеньки — никаких гарантированных лифтов нет. Если доходы бюджетов и функции уровней власти будут взаимосвязаны, то очень многих проблем можно будет избежать.

Налог, из которого платится зарплата, например, учителям, должен быть в тех руках, кто платит зарплату учителям. На уровне Федерации и региона это еще как-то через трансферты обеспечивается — по Конституции гражданин имеет право на все в равных долях — Федерация обязана компенсировать региону затраты на медицину, на образование, так чтобы затраты на одного человека во всех регионах были одинаковы.

Но про местный район и город — никаких подобных законов нет, никто ничего не обязан из областного бюджета компенсировать в район. Тем временем, больше всего социальных функций внизу…

Поэтому сегодня мэр либо энтузиаст, либо вор. Надеюсь, первых больше.

Дмитрий ЖУРАВЛЁВ, генеральный директор Института региональных проблем.

Источник: «Национальный рейтинг».

Фото: Владимир ТРЕФИЛОВ, РИА Новости.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов