Комитет Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке будет самым решительным образом отстаивать бюджет двух ключевых для российской экономики отраслей, заявил его председатель — профессор МГУ Вячеслав НИКОНОВ, отметив, что законопроект о бюджете на предстоящие три года станет самым сложным для комитета.
«В современных условиях, когда мир вступил в период экономики знаний, любые сокращения на образование и науку непродуктивны», — заявил Вячеслав НИКОНОВ, подчеркнув: нынешний уровень расходов на эти стратегически важные отрасли в процентах к ВВП и без того не слишком высок.
При этом господин НИКОНОВ напомнил, что в ближайшие 10 лет предстоит создать 6,5 млн дополнительных школьных мест. Весной 2016 года на эти цели в федеральный бюджет заложили 50 млрд рублей, которые должны были пойти на софинансирование соответствующих региональных программ. Однако регионы не смогли в полной мере участвовать, и программа попала под сокращение.
Другая важная задача, требующая бюджетных расходов, — обеспечение малышей в возрасте до трех лет местами в детских садах, т.е. восстановление ясельных групп.
Вместе с тем, заметил господин НИКОНОВ, в консолидированном бюджете образования, который в 2016 году превысил 3 трлн.рублей, 4/5 всех расходов берут на себя регионы и муниципалитеты. При этом в структуре региональных бюджетов расходы на образование составляют 1/3, а муниципалитеты тратят на образование 2/3 своих доходов.
Говоря о приоритетах законотворческой работы в седьмом созыве, глава думского комитета указал на необходимость возвращения содержания образования в федеральные стандарты. Такое решение станет первым шагом к созданию нового поколения учебников. В свое время, напомнил он, педагогам предоставили возможность выбирать, по какому учебнику работать.
«Ничего хорошего из этой идеи не вышло. В настоящее время только в начальной школе существует порядка 400 учебников. Мы получили 60 учебников русского языка. Ясно, что такое количество не нужно, тем более что многие из них не соответствуют никаким требованиям. И, к сожалению, сегодня нет и двух школ с совпадающими программами», — констатировал Вячеслав НИКОНОВ.
Он сообщил, что работа над новым поколением учебников будет вестись по той же схеме, что и над учебником истории: концепция-творческий конкурс-решение жюри. Такой подход не исключает наличия нескольких учебников, но это должны быть пособия, написанные по одной программе и не разрывающие единое образовательное пространство.
Глава профильного думского комитета не исключил также, что в современные школы вернется трудовое воспитание. Общее согласие, по его словам, достигнуто, детали будут обсуждаться.
В сфере высшего образования, по словам НИКОНОВА, необходимо совершенствовать механизмы целевого приема. Он пояснил, что действующий закон об образовании разграничивает понятия целевого приема и целевого обучения. В первом случае это набор выпускников на целевые места в вузах, во втором предусмотрено заключение договора о подготовке специалистов для конкретного рабочего места. Такие договоры заключаются между работодателями и студентами старших курсов.
«Проблема не в том, чтобы вернуть систему распределения. В нынешних условиях это невозможно, да и не нужно. Дело в том, что более 96% участников программы целевого приема — выпускники школ, которые еще никак не успели себя проявить. Причем в вузы они попадают, имея более низкий бал ЕГЭ, чем их сверстники, поступающие на общих основаниях. То есть нынешний целевой прием — это не подготовка специалистов для нужд отечественной экономики, а решение проблем отдельных ребят, которые не очень успешно сдали ЕГЭ, но которых судьба не обделила родителями», — рассказал парламентарий.
По мнению НИКОНОВА, в перспективе акцент следует делать на целевое обучение, то есть заключать договоры с теми, кто уже поступил и проявил себя, а значит, представляет интерес для работодателей. При этом процесс заключения соглашений в рамках целевого обучения должен стать обязательным.
Пока же, как пояснил депутат, более половины всех договоров не содержит никаких обязательств сторон в отношении того, что делать с трудоустройством выпускника, а также в том случае, когда он, отучившись, не приходит на работу.
Одновременно готовится законопроект о создании базовых кафедр вузов на предприятиях и в научных учреждениях, где студенты будут проходить обучение в соответствии с требованиями работодателя и знакомиться с современным оборудованием.
Председатель комитета ГосДумы по образованию и науке сообщил, что в 2016 году 57% выпускников школ обеспечены бюджетными местами в вузах. Между тем, в советское время никогда более 20% выпускников не становились студентами. В наши дни по количеству имеющих высшее и среднее профобразование — 60% взрослого населения — Россия занимает первое место в мире. Вместе с тем, уверен НИКОНОВ, перепроизводства специалистов с высшим образованием в России нет.
Он также заверил, что по части оптимизации сети высших учебных заведений и слияния вузов новых сюрпризов не будет. А вот система оценки эффективности вузов подвергнется серьезным изменениям.
До сих пор пользовались западными рейтингами, но они устарели и к тому же, как считает НИКОНОВ, закладывают во многом ложные ориентиры для развития отечественного образования.
В связи с этим России предстоит создать свой национальный рейтинг вузов, в котором также смогут участвовать учебные заведения из стран ЕАЭС и БРИКС.