НА «ХИМПРОМЕ» НУЖЕН СПЕЦПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВОЛГОГРАДСКОГО ГУБЕРНАТОРА

АНДРЕЙ СЕРЕНКОПроблема ВОАО «Химпром» состоит из нескольких сюжетов, проблемных полей, решение которых требует серьезных и разносторонних усилий со стороны федерального Центра, руководства ГК «Ростехнологии», региональных властей, менеджмента предприятия.

Проблема № 1 — соблюдение технологии сворачивания крайне опасного химического производства. Проблема № 2 — судьба трудового коллектива. Проблема № 3 — санация производственной площадки (а это территория в почти 170 гектаров). Проблема № 4 — выбор инвестора и инвестиционного проекта под эту площадку.

Решение всех этих проблемных сюжетов предполагает эффективную и постоянную коммуникацию между ответственными участниками ликвидационного процесса и трудовым коллективом, а также общественным мнением региона.

Технологический процесс на нынешнем «Химпроме» обречен. К сожалению, время для его модернизации безнадежно упущено. Может быть, еще пять-семь лет назад было бы не поздно.

Специалисты говорят, что если бы в конце 90-х или начале нулевых собственники предприятия задались целью модернизировать и сохранить производство, то они могли бы в течение одной пятилетки закупить необходимое новое оборудование, заменив им старые советские мощности.Однако этого сделано не было. Потенциал «Химпрома» эксплуатировали нещадно, терзая его, как старую клячу, без отдыха и перерывов на обед.

Вся многолетняя политика многочисленных собственников и менеджеров «Химпрома» говорит об одном — они и не собирались спасать предприятие. Грабить — да, спасать — нет. Целью было выжать как можно больше доходов от продажи «химпромовской» продукции, положив большую часть прибыли во вполне конкретные карманы.

Как говорят, фонд заработной платы на «Химпроме» составлял около 75 млн рублей в месяц. Те же источники утверждают, что чистая ежемесячная прибыль разных групп мошенников, кормившихся с «Химпрома», составляла 1-1,5 млн долларов.

Эта цифра на многое открывает глаза: за такие деньги можно не только истязать предприятие, выдаивая его по принципу «все здесь и сейчас», но и, если понадобится, «замочить» любого, кто встанет на пути извлечения сверхдоходов. Может быть, в том числе и поэтому правоохранительные органы до сих пор не выявили ни одного мошенника и вора на «Химпроме».

Теперь главная задача для региональных властей и федеральных владельцев «Химпрома» — спасать не безнадежно загубленное предприятие, а миллионный город от опасного производства, которое нужно эффективно остановить, а затем и ликвидировать. Хочется верить, что для этого не придется вводить в Кировском, Красноармейском и Советском районах Волгограда чрезвычайное положение.

Судьба трудового коллектива — это проблема номер два. Ее решение будет самым трудным психологически и политически. Около 4 тысяч человек — это много, даже по меркам миллионного Волгограда. И именно в решении этой проблемы власти региона, города и менеджмент предприятия совершили недопустимую ошибку: отсутствует постоянный и доверительный диалог с работниками предприятия.

На митинге «химпромовцев» не оказалось ни одного высокопоставленного чиновника областной или городской администрации. Понятно, что представитель власти работягам «Химпрома» вряд ли бы сказал что-то такое, что его забросали бы цветами и несли потом на руках до центра Волгограда. Однако уклоняться от разговоров, от криков, от истерик этих самых работяг также нельзя.

Терпение и такт — это то, что сегодня требуется от волгоградских чиновников. А такт предполагает демонстрацию постоянного внимания, постоянного присутствия человека, облеченного властью среди взбудораженной «химпромовской» массы. Чтобы, как говорится, потом не было мучительно больно.

Представляется, что давно настало время ввести должность специального представителя губернатора области на «Химпроме». Этим уполномоченным мог бы быть или высокопоставленный чиновник обладминистрации, или вице-спикер Волгорадской областной Думы, или авторитетный среди заводчан инженер, председатель заводского совета ветеранов, лидер профсоюза.

Главное — этот уполномоченный должен постоянно находиться на «Химпроме», ежедневно общаться с рабочими, быть от них, что называется, в шаговой доступности, а также иметь прямой и ежедневный доступ к главе региона Андрею БОЧАРОВУ.

Уверен, если бы такой спецпредставитель губернатора появился три-четыре месяца назад, никаких бы митингов сегодня не было, так как в них не было бы нужды.

Как не было бы спекуляций среди работников «Химпрома» и в СМИ о якобы данном Андреем БОЧАРОВЫМ обещании спасти завод. Члены Клуба экспертов Волгограда специально «прочесали» информресурсы на этот счет, и обнаружили очень существенный нюанс. Губернатор обещал и говорил о необходимости сохранить производственную площадку «Химпрома», но не сам «Химпром». А это, как говорится, две большие разницы.

В своем нынешнем виде, с устаревшим морально и физически оборудованием, обвалившимися в отдельных цехах крышами и т.д. «Химпром» не нужен ни одному инвестору. Под технологические руины никто денег не даст, даже если эти руины бесконечно дороги тысячам рабочих людей, связавших с предприятием жизнь. Поэтому сохранять «Химпром» в его нынешнем виде — дело безнадежное.

Другое дело — производственная площадка «Химпрома». Как справедливо заметил выдающийся российский химик-практик, первый вице-президент ЗАО «Росхимнефть» Сергей ГОЛУБКОВ (кстати, в прошлом — работник волгоградского «Химпрома»), за производственную площадку «Химпрома» инвесторы будут стоять в очереди. Однако эту площадку еще нужно создать — а для этого завершить процедуру банкротства и провести санацию территории предприятия.

Кстати, сам этот процесс санации потребует рабочих рук, причем, из числа профессионалов, понимающих толк в опасном химическом производстве. А значит — открываются перспективы для работы многих сегодняшних «химпромовцев».

Пока будет идти санация территории (а это около двух-трех месяцев), администрация региона могла бы вплотную заняться поиском оптимального инвестора для строительства нового промышленного объекта на «химпромовской» производственной площадке.

Главное — делать все это не только в тиши чиновничьих кабинетов, а объясняя работникам «Химпрома» и сочувствующему им общественному мнению планы и действия властей.

Каждый день, непрерывным информационно-технологическим циклом, понимая, что массы людей толкают на митинги и иные акции протеста не столько реальные проблемы сегодня, сколько неопределенность будущего и отсутствие доверия к заводским менеджерам, федеральному собственнику и местным чиновникам.

Психотерапия отчаявшимся «химпромовцам» нужна не меньше, чем инвестор самому «Химпрому». А может быть — теперь даже больше. Вот ею и должен заняться спецпредставитель волгоградского губернатора.

Источник: Брифинг Клуба экспертов Волгограда.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов