НИ ЧИТАТЬ, НИ ПЛАВАТЬ

ГАЛИНА ЕГОРОВА

Как известно, существуют два типа деятельности: адаптация, благодаря которой мы выжили, и развитие, то есть образование. Адаптация — это способность пользоваться тем, что уже есть. Развитие — способность к формированию чего-то нового.

Советская система образования  несколько десятилетий шла по второму пути: создавались новые методики, новые программы, новые структуры. По первому идет сегодня современная российская образовательная система. Ее безусловными минусами являются отсутствие полноценного общения, физического развития и тестовая система обучения. Поэтому все чаще мы задумываемся, что адаптивная система может привести к деградации молодого поколения.

Школьные уроки сегодня превратились в теоретические курсы: вместо трудов — технология,  вместо рисования и пения — искусство и теория музыки. На уроках не обсуждается восприятие учениками того, что они «проходят».

По сути, у детей нет на уроках «живого» общения. А свободное время заполнено социальными сетями, телефонами, планшетами.

Но внутри у каждого ребенка есть невостребованные существующей системой образования чувства и эмоции. И в детстве это самое главное, что есть у человека: потребность и умение выразить свое отношение к миру, к дружбе, к семье.

«Грамотность» для тела

«Не умеют ни читать, ни плавать», — так говорили древние греки о невеждах. И сегодня надо признать, что с физической культурой в современных школах дела обстоят совсем неважно.

По улицам ходят все больше физически неразвитых подростков. Огромный объем информации, который надо успеть усвоить, обрекает детей на многочасовое сидение за партами. Это чревато для физического состояния — страдают система дыхания, сердечно-сосудистая деятельность. И компенсировать это нечем.

Три урока физкультуры в неделю — совсем не панацея. В свободное время ученик либо делает уроки, либо зависает в Интернете, занимаясь подвижными играми на свежем воздухе все реже и реже. Вот и получается, что научив ребенка только читать, мы оставляем тело «неграмотным», не умеющим правильно двигаться, бегать, плавать.

Сегодня эту проблему в некоторых школах пытаются решить тем, что в младших классах дети не сидят за партой, а стоят у конторки, наподобие кафедры. Такое учебное оборудование сертифицировано. Однако распространено оно мало, поскольку неудобно педагогам, которым предпочтительно, чтобы дети сидели.

И уж совсем немногие школы и гимназии имеют в обязательной программе такие уроки, как плавание: нет ни бассейнов, ни финансирования.

Встречаются и положительные примеры. В лицее № 8 «Олимпия» есть даже центр дистанционного обучения для детей-инвалидов, в котором активно ведется внеурочная деятельность: кружки по интересам и спортивные секции.

В этом же лицее существует такой обязательный предмет, как народные танцы, которые за собой «вытягивают» огромный пласт различных видов деятельности. Дети, посещая такие занятия, знакомятся с этнографией (народ, язык, костюм), получая при этом физическую нагрузку, максимально эффективную и разнообразную.

К сожалению, в обязательных программах государственных школ всего этого нет, хотя именно такое равномерное развитие детей — «и читать, и плавать» — должно, по моему мнению, присутствовать в программе средней государственной школы.

Вспоминая истоки

Некоторые современные ученые, которые до сердечной боли переживают за образование, молят, чтобы вернули учебник Андрей КИСЕЛЕВА — законодателя школьной математики. Происходит это потому, что многие новые пособия игнорируют ученика, психологию его восприятия, которую «понимали» старые учебники. Новые же не дают возможности ребенку идти от простого к сложному.

В то же время система образования позволяет себе иногда серьезно «пригрузить» ученика, дать очень сложное задание, вызывая торможение, отчуждение от предмета, когда у ребенка пропадает интерес — основа воспитания и образования. Частично из-за этого можно констатировать, что современная школа формирует слабых, неспособных к решительным действиям людей.

А началось падение отечественной школы со слепого копирования иноземных образцов, которые у нас считались безусловно «прогрессивными». Правда, непонятно, почему. Например, с так называемой Болонской системы, которая, со слов ее сторонников, была нацелена на получение качественного образования не только у себя, но и в зарубежных вузах.

Однако, если знать, как появилась эта система, то в ее эффективности можно усомниться. В свое время, когда рухнуло колониальное устройство мира, в Европу хлынул поток людей из бывших колоний. Многие были вообще безграмотными, и тогда им была переведена система тестов, где нужно просто ставить галочки, потому что многие язык не знали.

Это очень напоминает нашу систему ЕГЭ, хотя она не совсем такая, конечно. Она постоянно меняется, пытаются из нее что-то сделать. Но факт того, что введение тестовой системы сдачи выпускных экзаменов в школе привело к падению уровня знаний, уже мало кто отрицает.

Эта система повлияла и на качество преподавания. Школьные учителя переориентировались с обучения через осмысление на выработку у школьников навыков прохождения тестов.

ЕГЭ, являясь стереотипом адаптивной системы, сделал практически невыполнимой основную задачу образования — сформировать из маленького человека полноценную личность. То, что раньше удавалось при помощи старых учебников, той же «Математики» КИСЕЛЕВА.

Хорошая мина при плохой игре

Когда-то советская школа считалась одной из лучших в мире, позволив нам быть первыми в математике, физике, космонавтике, астрономии и многих других науках. За 20 лет мы практически полностью утратили существовавшую систему образования.

Обучение, построенное на основе развития, было подменено натаскиванием, в основе которого лежит адаптация. Результат, как говорится, налицо: в нынешнем году Рособрнадзор де-факто признал, что Россия является страной, теряющей собственный язык, а минимальный порог для сдачи ЕГЭ по русскому языку был снижен с 36 баллов до 24.

И круг замкнулся. Оказалось, что с таким «другом», как ЕГЭ, врагов нам не надо. Тотально увеличивающаяся безграмотность подрастающего поколения стала признанным фактом.

В сложившихся условиях перед высокими чиновниками от образования встал выбор: либо признать полное фиаско школьной реформы и, посыпав голову пеплом, «переквалифицироваться в управдомы», либо изменить критерии и, назвав провал «новым стандартом», сохранить статус кво.

Возобладают ли здравый смысл и ответственность перед будущим, или главным останется мифическая «честь мундира», покажет время. А пока все то доброе и светлое, что мы видим в наших детях – результат не действующей системы, а труда учителей-подвижников.

Их мало, но они есть. Именно они создают для детей добрый и деятельный мир с огромным количеством интересных дел, встреч, конкурсов, концертов, фестивалей, выставок, кружков, клубов, поездок…

Такие учителя и такие школы есть. Поддержав их, используя их опыт, вложив определенные средства и усилия, еще можно спасти российское образование.

Галина ЕГОРОВА, Заслуженный учитель РФ.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов