Волгоградский бизнес активно включается в реализацию нацпроектов. Одно из таких предприятий — автобусное производство Volgabus в городе Волжский. Буквально на днях там начнется обучение персонала в рамках одной из программ Минпромторга России. О планах и инновациях предприятия, которое в этом году отмечает свое 25‑летию — в интервью генерального директора предприятия Анатолия БАКУЛИНА.
Анатолий Васильевич, в последнее время в Сети появились материалы о сложностях в компании Volgabus — какова ситуация на самом деле?
Материалы о наших трудностях появляются так часто, что у коллектива уже выработался иммунитет. Я как‑то спросил у одного из авторов такой публикации, зачем он это написал. Он ответил: «Volgabus все знают, поэтому прочтут обязательно. Писать о тех, кого никто не знает, смысла нет». То же самое происходит и сейчас.
Это ситуация, когда обычные споры хозяйствующих субъектов становятся источниками скандальных публикаций.
В свое время Volgabus получил крупный заказ для Москвы. Завод сделал автобусы более совершенными, чем прописано в техзадании, и их не приняли по формальным причинам. Тогда же и появились первые признаки недобросовестной конкуренции.
А как реагировали власти Волгоградской области?
В 2014 году, когда многие ждали нашего закрытия, только что назначенный исполняющим обязанности губернатора Андрей БОЧАРОВ сам приехал на предприятие. Причем не один, а с главой Минпромторга России Денисом МАНТУРОВЫМ. Вместе не только обсудили ситуацию, но и отметили лучших сотрудников региональными и федеральными наградами.
Коллектив воспрял духом. Перед заводом поставили серьезные задачи: поднять зарплату, повысить производительность труда, участвовать в госпрограммах, в том числе по производству машин на газомоторном топливе.
Эти цели достигнуты?
Да, производительность на заводе по сравнению с 2014 годом выросла в два раза, зарплата — тоже. Мы провели реорганизацию, открыли в Волжском новый производственный комплекс, нарастили объемы до 600 автобусов в год. Значительно увеличились налоговые отчисления.
Завод принимает участие в госпрограммах, в том числе от Минпромторга России, осваивает новые виды машин.
Но самое главное, что нам удалось сохранить доверие партнеров и выйти на новые рынки сбыта. Теперь наша задача — не сбавлять обороты.
Волжский завод один из немногих в отрасли постоянно наращивает объемы производства — скажите, сколько машин выпущено в 2018 году и какие планы на 2019‑й?
Только за прошлый год мы вновь увеличили объем производства на 18%, сделали более 600 машин, и это, конечно, не дает нашим недоброжелателям спокойно спать.
Но важно не только количество, нужно постоянно представлять нашим заказчикам новую востребованную рынком, экономически эффективную продукцию. И это тоже нам удается.
В том числе благодаря инжиниринговому центру, который создан на базе завода?
Да, это центр с очень высоким потенциалом, там работают замечательные конструкторы.
Причем большая часть из них — это выпускники волгоградских вузов, и я говорю о них с гордостью, потому что видел многих специалистов, в том числе иностранных, и могу сравнивать.
По динамике развития, по быстроте принятия и реализации решений мы значительно опережаем зарубежных коллег. Нам не раз предлагали приобрести лицензию и производить определенную модель автобуса. Но мы ориентируемся исключительно на свои разработки и постоянно усовершенствуем модельный ряд.
А китайцы — это серьезные конкуренты?
С китайскими производителями, например, с компанией Higer, мы сотрудничаем и конкуренции не опасаемся.
Для зарубежного производителя выйти на наш рынок не так-то просто, нужно знать специфику техники, потребности клиентов. Поэтому китайцам проще работать с местными производителями, по крайней мере в сегменте городских автобусов.
По междугородной технике китайские марки доминируют, но у нас есть достойный ответ. Volgabus делает новые междугородные и туристические автобусы, один из них поставили для нашего родного ФК «Ротор», а другой — чемпионам России ФК «Локомотив-Москва».
В Санкт-Петербург автобусы по-прежнему отправляете? А новые регионы на карте поставок появились?
Санкт-Петербург по-прежнему наш главный заказчик, значительная часть автопарка северной столицы — именно волжские автобусы, ежегодно поставляем туда не менее 100 машин, в том числе сочлененные 18‑метровые «гармошки».
В 2018 году отправили более 200 машин в Московский регион, для нас это стало настоящим прорывом.
На карте поставок также появились Тюмень, Оренбург, Хабаровск, Пермь, Тольятти, Самара, Липецк, Челябинск, Екатеринбург, регионы ЮФО.
У нашего завода также богатый опыт взаимодействия с госкомпаниями: «Росатом», «Роскосмос», «Газпром» и другими.
Хочу особо подчеркнуть, что мы работаем на высококонкурентном рынке, участвуем в тендерах наравне с другими производителями и выигрываем.
На Ваш взгляд, произойдет ли в ближайшее время постепенный переход от дизельных и газомоторных автобусов на электробусы?
Электробусы — это сейчас мировой тренд и новая тема для наших производителей. Это своего рода экзамен на инновационность в транспортном машиностроении. И волгоградцы могут гордиться тем, что их земляки делают такую уникальную технику.
Тестовые испытания нашего электробуса уже прошли в Казани, Оренбурге, Крыму, Перми, Липецке и, конечно, Волгограде — здесь без них не обойтись, это забота об экологии.
В Санкт-Петербурге электрические машины уже вышли на маршруты и демонстрируют впечатляющую эффективность. Но выпуск газомоторных и дизельных автобусов тоже продолжится.
Известно, что Volgabus вкладывает значительные ресурсы в НИОКР, почти каждый год завод выпускает новые модели — расскажите, что уже появилось и какие планы?
Прежде всего, это сочлененный 18‑метровый автобус, который поставляется в Москву и Санкт-Петербург. Этот автобус называют «городской электричкой», он вмещает 180 человек. Сейчас мы работаем над совершенствованием этой модели.
Также ставим на конвейер туристический автобус Delta-2 повышенной комфортности, еще есть сразу четыре модели междугородных автобусов Marathon— как дизельные, так и газомоторные.
С 2018 года Volgabus поставляет 10-метровые городские и пригородные машины с высокой пассажировместимостью и экономической эффективностью. Кроме того, эти автобусы очень комфортабельные и маневренные, и это уже успели оценить жители родного Волжского.
Инвестпроект, который получил поддержку региона, это новый производственный комплекс?
Да, он специализируется на наукоемких продуктах, в том числе выпуске шасси. В 2018 году комплекс обеспечил 50% потребностей завода. В 2019‑м планируем не только полностью закрыть свои потребности в шасси, но и начать их реализацию.
Поддержка региона вполне объяснима — Volgabus загружает еще и смежников. По рекомендации Волгоградской корпорации развития у нас недавно побывали представители Волжского завода «ЭВТ», мы обсуждали номенклатуру продукции, которую они могут выпускать для Volgabus.
Когда начнете сотрудничество?
Надеюсь, что уже в конце этого года мы откажемся от части комплектующих, которые завозим из Китая, и будем использовать продукцию наших земляков.
Вообще, знаете, я убежден, что отрасль автомобилестроения — ключевая для экономики, она может дать и дополнительные рабочие места, и налоги в бюджет, и технологическое развитие.
Volgabus стал одним из участников национальных проектов в Волгоградской области. Почему ваше предприятие заинтересовано в этой работе?
Прежде всего потому, что мы увидели их значительный потенциал. Все понятно: кто разработчик нацпроектов, кто оператор, каковы механизмы реализации.
Цель — поднять благосостояние людей. Но для этого прежде всего нужно увеличить производительность труда, что приведет к росту заработной платы, а это главное, чем необходимо сегодня заниматься.
Программы с госучастием довольно сложные. Но трудности нас не пугают. За 25 лет Volgabus пережил много экономических кризисов мирового и российского масштаба и каждый раз выходил из непростой ситуации сильнее. Уверен, что так будет и в дальнейшем.
Ольга СУРАГИНА, «Волгоградская правда».