МАЭСТРО ЗЕМЛИ КАЛМЫЦКОЙ. ПАМЯТИ АРКАДИЯ МАНДЖИЕВА

Аркадий МАНДЖИЕВ

Исполнился год, как ушел из жизни Герой Калмыкии, Заслуженный деятель искусств республики, член Союза композиторов России Аркадий МАНДЖИЕВ. Автор гимна Калмыкии, написавший более 100 песен, известных как в России, так и за рубежом.

Аркадий Наминович прожил всего 60 лет, но успел сделать так много, что большинству людей не удалось бы и за несколько жизней. Истинные масштабы его творческого наследия нам еще предстоит по-настоящему оценить. Маэстро оставил после себя не только потрясающие песни, но и мюзиклы, симфонии, балеты, сюиты, музыку к спектаклям, инструментальные концерты, вокально-хоровые произведения.

Им создана «Пентатоника» — международный фестиваль современной музыки монголоязычных народов. Возглавлял ассоциацию монгольских композиторов, художественный совет союза композиторов и композиторов-мелодистов Республики Калмыкия. Был министром культуры Калмыкии, а с 2011 года и до последнего дня руководил Калмыцкой государственной филармонией, которая сегодня носит его имя.

Аркадий МАНДЖИЕВ родился в поселке Комсомольский Черноземельского района. Родители — Намин Сангаджиевич и Нина Кочаевна — с раннего возраста прививали сыновьям — Борису, Аркадию и Эрдни — любовь к музыке, к калмыцкой национальной культуре.

«Отец у нас был очень музыкальный. Я считаю, что продолжаю путь отца — то, чего он не смог достичь в силу объективных причин. Ему надо было нас воспитывать, растить, и он не мог позволить себе поехать учиться. Я даже не думал, что буду кем-то другим: просто рос в музыке. Сначала учился дома, у папы, у ээҗи. В пять-шесть лет уже вышел на сцену с отцом. Потом были музыкальная школа, училище. Я прошел весь полагающийся путь, не прерывая, вплоть до Казанской государственной консерватории», — рассказывал Аркадий МАНДЖИЕВ в одном из интервью.

То, что он станет композитором, предсказала еще его бабушка. Позже, во время учебы в Астрахани на дирижерско-хоровом отделении консерватории, куда МАНДЖИЕВ поступил учиться, педагоги также считали, что в будущем он сможет стать интересным композитором. Он уже тогда создал свои первые музыкальные произведения.

В Казанскую консерваторию талантливый юноша был принят сразу на второй курс. Его дипломной работой стали мюзикл «Снежная королева» и Первая симфония. До этого у него уже были «Детский альбом», «Фантазия» для фортепиано, струнный квартет, «Степные узоры» для оркестра калмыцких народных инструментов, вокальный цикл «Цитаты» на стихи Давида КУГУЛЬТИНОВА.

После окончания консерватории, вернувшись в республику, Аркадий МАНДЖИЕВ создал рок-группу «Калмыкия» и становится автором песен и солистом молодого коллектива. Тогда же началось его многолетнее и плодотворное сотрудничество с народным поэтом республики Верой ШУГРАЕВОЙ. Вместе они создадут и государственный гимн Калмыкии.

«У нас в республике тогда не было оркестра, не было куда приложиться композитору. Не хватало собственных эстрадных песен. А я уже увлекался джазом, рок-музыкой. Тогда в Советском Союзе были группы «Ялла», «Песняры», «Сябры» — они пели на своем языке, а у нас ничего не было. И мы с друзьями — Савром ЭДНЯШЕВЫМ, Валерием ЛИДЖИЕВЫМ, Игорем УБУШАЕВЫМ, Сашей КОРОЛЕВЫМ — создали группу «Калмыкия». Нас стали слушать, приглашать. Потом появились новые ребята, которые стали создавать песни на родном языке. Я не считаю, что я основоположник, но я один из тех, кто к этому стремился. Когда учился, много лет не был дома, скучал по Калмыкии и понимал: если не буду работать именно в калмыцком русле, то я в этом мире потеряюсь. Многие ребята советовали мне петь на русском языке, чтобы стать известным исполнителем. Но такой задачи не стояло — быть звездой, хотелось петь именно на калмыцком, потому что это было не изведано, интересно, и я считаю, что правильно поступил», — говорил Аркадий МАНДЖИЕВ.

Композитор рассказывал, что его первая песня — «Иньг мини» — была написана на спор: «Когда был студентом, в Казани, друзья решили проверить, смогу ли я с ходу написать песню. Открыли первую попавшуюся книгу, а там стихотворение «Иньг мини» Морхаджи НАРМАЕВА. Так появилась эта песня, спор был выигран. Написал ее на скорую руку, а, получилось, что она стала знакомить меня с калмыцкой публикой. Потом уже в Элисте мы спели ее вместе с Татьяной ЧИКТЕЕВОЙ, записали клип, и она стала популярной, пошла в народ и перекрыла весь мой труд, мои симфонии, сонаты. Я долго не мог от нее отделаться. А «Цаг селгәтә» — это уже сериал: я сидел и специально писал продолжение «Иньг мини».

«Бичә ууль», «Дурн», «Ээҗ», «Хальмг күүкн», «Ноhала», «Күрәд ирич», «Занда», «Сибирская баллада», «Насндан чамдан дуртав», «Моя маленькая Элиста», «Төрлмүд мини», «Романс», «Тачал» и еще десятки других — эти песни стали поистине народными. Аркадий МАНДЖИЕВ работал в самых разных жанрах, писал музыку и к хореографическим постановкам, и к театральным спектаклям. Сотрудничал с ансамблем «Тюльпан», театром танца «Ойраты». Особое место в его творчестве занимала совместная работа с Национальным драматическим театром им. Б. БАСАНГОВА.

«Музыка Аркадия МАНДЖИЕВА звучит в более 20-ти наших постановках. Лучшие из них и сегодня представляют действующую репертуарную афишу театра. Среди них такие спектакли, как «Песнь о Джангаре», «Я — Будда!», «Манджихня бер», «Шарка+Барка», «Энкр манахс», «Комедия ошибок», «Братья, калмыки!», «Булгун», «Тегряш», «Хулха кусл», «Стая», «Дождись меня…». Аркадия Наминовича приглашали для сотрудничества в театры других регионов России. Работы композитора МАНДЖИЕВА были отмечены на международных и межрегиональных театральных фестивалях. Они проникнуты глубокой любовью к своей стране, к малой родине, к своему народу. С уходом композитора Аркадия МАНДЖИЕВА культура Калмыкии понесла невосполнимую утрату, потеряла Мастера и человека, который был для нас творческим ориентиром», — отметили в Национальном драмтеатре им. Б. БАСАНГОВА.

Аркадий МАНДЖИЕВ, по словам его коллег, внес огромный вклад в развитие национальной культуры, поднял её на более высокий уровень. На посту министра культуры Калмыкии маэстро смог значительно укрепить материально-техническую базу учреждений отрасли. Инициировал и реализовал многие масштабные культурные проекты. В их числе международный фестиваль сказителей «Эпосы мира на земле потомков Джангара», фестиваль современной музыки «Пентатоника», объединявший композиторов России, Монголии, Китая.

Имя Аркадия МАНДЖИЕВА теперь носит не только филармония, но и Комсомольская музыкальная школа, где он учился по классу «Баян» и с отличием окончил ее в 1975 году.

«Аркадий Наминович МАНДЖИЕВ — композитор, наделенный яркой самобытностью, его отличают высокий профессионализм и творческая многогранность. Многие его произведения стали достоянием национальной культуры Калмыкии. Песни и музыка, написанные им, всегда будут актуальны для всех будущих поколений нашего народа», — считает коллектив Комсомольской музыкальной школы.

По всей республике в майские дни прошли концерты, творческие вечера, детские утренники, акции, флешмобы, посвященные памяти Маэстро.

В «Ойрат-Арене», где собрались почитатели таланта Аркадия МАНДЖИЕВА, со сцены звучали произведения композитора, в исполнении его коллег. В их числе выступил художественный руководитель, главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Калмыкия, Заслуженный деятель искусств республики Мерген НАСТИНОВ, который считает маэстро своим учителем и наставником. Песня «Просьба» в его исполнении прозвучала особенно проникновенно, вызвав восторг у тех, кто пришел почтить память своего кумира.

На концерте зрители смогли увидеть видеофрагменты из выступлений и интервью Аркадия МАНДЖИЕВА. Они создали удивительную атмосферу того, что Маэстро жив, продолжает творить и воспевать свой любимый народ, свою республику.

Дольган ОЧИРОВ, Элиста.

 

Вера ШУГРАЕВА, народный поэт Калмыкии, Заслуженный работник культуры КАССР:

— Наше сотрудничество с композитором Аркадием МАНДЖИЕВЫМ началось с песни «Занда». В то время только создалась рок-группа «Калмыкия». Аркадий приехал после окончания консерватории: в глазах огонь, а в сердце тяга ко всему калмыцкому. Я благодарна, что он так мягко, скромно ввел меня в жанр песни. До этого я почти не писала песни. Была только одна — для артистов театра.

Нам удалось совместными усилиями создать не только песни, гимн Республики Калмыкия, но и рок-оперу на калмыцком языке «Нис, керм» («Лети, корабль»). И в этом заслуга, прежде всего, Аркадия МАНДЖИЕВА.

Удивительный талант позволил ему до небывалых высот расширить горизонты калмыцкой музыки и передать через неё свою любовь к Родине, к людям. Такие песни, как «Тачал», «Төрлмүд мини», «Мини hазр» и многие другие своей особой душевностью и мелодичностью трогают сердца людей, а потому они особенно популярны среди народа. Что касается симфонических произведений, созданных Аркадием МАНДЖИЕВЫМ, то это что-то вообще божественное. Пронзительные по своему звучанию, они позволяют людям соприкоснуться с миром высоких чувств, стать источником истинного наслаждения, что делает их добрее, лучше. В этом и есть секрет успеха кумира калмыцкого народа Аркадия МАНДЖИЕВА.

Всё что создал композитор Аркадий МАНДЖИЕВ, — результат тяжелейшего труда и, конечно, таланта, которым щедро одарил его Всевышний. Без всякого сомнения, музыка, созданная Аркадием МАНДЖИЕВЫМ, останется на века и всегда будет гордостью калмыцкого народа.

Виктор ХАПТАХАНОВ, директор Республиканского русского театра драмы и комедии:

— Наше сотрудничество с Аркадием МАНДЖИЕВЫМ началось в 1995 году. Он предложил мне написать стихи для песни ко Дню города. У меня были уже готовые стихи, посвященные нашему любимому городу, которые я написал еще в 1979 году. Аркадию они очень понравились, и он за одну ночь написал музыку. Так появилась на свет песня «Моя маленькая Элиста», её первоначальный вариант состоял из шести куплетов. Песня сразу получила популярность, стала шлягером. С этого и начался наш творческий союз. Нам удалось написать очень много песен, есть менее и более известные, а также партии для пяти мюзиклов. Удалось создать и шутливые произведения, в том числе про 13 районов.

«Давай, напишем в шансоне, чтобы её в ресторанах пели, — сказал как-то Аркадий МАНДЖИЕВ. — Так и появилась шутливая песня, которая звучит почти десять минут. Её сейчас поют во всех районах, многие считают её народной».

Работать с Аркадием было и тяжело, и легко. Тяжело, потому что писал он быстро. Я тоже стараюсь быстро работать, но по сравнению с ним это было как за экспрессом торопиться. Когда он работал, то забывал о времени. Мог ночью позвонить, если был готов какой-то кусок, например, из мюзикла, и сказать: «Все, давай слова пиши, чтобы утром они уже были!».

Что делать?! Приходилось сидеть, писать до утра. Легко работалось, потому что с ним было очень интересно работать. Это было настоящее творчество, не вынужденное, не подгонка какая-то, а именно творчество. Совместными усилиями нам с Аркадием удалось сделать очень много, но и задумок, планов было еще больше.

Примечательно, что Аркадий был неразрывно связан с театром. Писал музыку для постановок Национального драмтеатра, и для нашего тоже. Все мюзиклы в нашем репертуаре — это результат нашей совместной работы с ним. Какая у меня самая любимая песня, написанная с Аркадием? — Наверное, всё-таки «Просьба», она пока не очень известная, но ее уже поют. Еще могу назвать песню «Жизни река». Она стала последней нашей с Аркадием совместной работой. А вообще, нам еще несколько песен удалось написать вместе с ним в период пандемии.

Ольга СЕРДЮКОВА, художественный руководитель и главный дирижер Государственного хора Республики Калмыкия им. А. О.-Г. ЦЕБЕКОВА:

Аркадий Наминович был великим Мастером. Сложно говорить о нем в прошедшем времени. Но такова реальность. Ничего не поделаешь. Хочу отметить, что он был душевным, добрым человеком, который тонко понимал творческих людей, всегда принимал сторону артистов. Всё что касалось творчества, он понимал с полуслова. Аркадий Наминович был действительно наделен талантом от Бога, его творчество на века, оно будет жить вечно и прославлять Калмыкию.

Лично меня всегда удивляли его энергия, жизнерадостность, тот «моторчик», который в нем жил. Когда он появлялся в репетиционной, своей энергетикой он заполнял сразу все вокруг. Тут же садился за рояль, говорил, где нужно что-то изменить, не скупился на эмоции, и это было очень искренне.

«О, вот это классно! Здесь тоже хорошо. Отлично, что добавили домбру. Хорошо зазвучало!» — эти и многие другие слова, которые он говорил во время нашей совместной работы, сложно забыть.

Будучи человеком жизнерадостным, остроумным, Аркадий Наминович всегда много шутил. В пандемию, казалось бы, далекий от соцсетей, он проявил себя в очередной раз как незаурядная личность. Самый первый из всей филармонии записал сразу кучу роликов, интересных проектов, таким образом, объединив всех вокруг себя.

Аркадий Наминович писал для хора, отдельно для солистов хора. Под наших артистов были созданы некоторые персонажи оперы-мюзикла «Калмычка». Он знал их тембр голоса, характер, и у него все складывалось. Я все время окунаюсь в ту классику, которую он создал, это очень достойные произведения. Мне хочется, чтобы они звучали, чтобы их знали, как и его хиты. Надеюсь на это, думаю, что все еще впереди.

Нам очень не хватает Аркадия Наминовича. Такой вакуум без него образовался. Сейчас мы опустели без него. Все те, кто работал вместе с Аркадием Наминовичем, творчески сотрудничал с ним, остро чувствуем эту невосполнимую утрату. Творчески мы не восполним уже эту потерю. Сейчас, к сожалению, у нас нет профессионала уровня Аркадия Наминовича, с кем можно посоветоваться, поделиться планами.

Аркадий Наминович ушел на светлой полосе. У него был такой творческий подъем, он так много создавал. Даже во время пандемии очень много новых произведений у него появилось. Все время спешил, шутил: а вдруг я не успею?! Все делал быстро, ночами не спал, постоянно что-то писал. Я считаю, что у него какая-то связь с космосом и Богом, наверное, была. Ведь не просто так человек столько всего создал, и оно лилось у него как из рога изобилия…Он так много мог еще создать. Очень жаль.

Борис МАНДЖИЕВ, старший брат, художественный руководитель Национального драматического театра им. Б. БАСАНГОВА:

— Аркадий написал столько музыки, сколько не может создать обыкновенный человек за всю свою жизнь. Он словно на три жизни вперед написал. Это немного успокаивает нас, но есть такое опасение, что с его уходом музыкальная, композиторская жизнь в Калмыкии остановилась, что будем сейчас буксовать, пережевывать. Я недавно узнал от дирижера Мергена НАСТИНОВА, что, оказывается, есть произведения, которые Аркадий считал, может быть, не готовыми, не созревшими, писал их в стол. Возможно, придет время, и мы их еще оценим.

На сегодняшний день Аркадий — один из лучших театральных композиторов. Он успешно писал и для кино. Не каждый композитор может это делать. Я потерял не только брата, но и коллегу, с которым мы создавали многие проекты, и это для меня очень существенный удар. Мы ездили вместе с ним по России, Аркадий отмечен многими наградами, просто он никогда не говорил об этом. С ним считались не только в нашей стране, но и в мире. Лет семь-восемь назад ему присвоили звание мирового мастера Южной Кореи, а таких людей в нашей стране только шесть. Никто его не выдвигал, они сами отслеживали его творчество и присвоили ему это высокое звание.

Эрдни МАНДЖИЕВ, младший брат, врач-анестезиолог:

— Аркадий всегда с нами, не могу говорить о нем в прошедшем времени. Родной мой человек, он старше меня на три года. Горжусь, что он признан и любим народом. Он рос, развивался, творил на моих глазах, стал известным человеком. Родители в нас, детях, старались прививать любовь к музыке, развивали стремление к высокому. Так что я участвую в художественной самодеятельности у себя в районе, какое-то время работал в сфере культуры. Но с Аркадием отец, разглядев в нем с раннего детства его незаурядные музыкальные способности, занимался более углубленно, что, конечно, привело к таким потрясающим результатам.

Очень жаль, что его уже как год нет с нами. Мог бы и дальше творить, создавать новые песни, оперы, мюзиклы…Но увы…Осталась только надежда, что музыка моего брата еще долго будет трогать сердца людей.

Татьяна ЧИКТЕЕВА, Народная артистка Калмыкии:

— Я всегда говорила: когда появляется Аркадий, загорается планета, потому что он все и вся заполнял своей красивой, гениальной музыкой. Для меня он остался самым добрым, веселым и, конечно, самым талантливым человеком, которого я знала. До сих пор не могу говорить о нем без слез. Осиротела наша Калмыкия, в первую очередь, мы, кто с ним вместе работал на протяжении многих лет. Мне посчастливилось петь с ним дуэтом песню «Иньг мини», которая, как говорил Аркадий Наминович, сразу пошла в народ. На любых концертах нас просили её спеть. Мы объездили всю республику. Всюду по просьбам зрителей исполняли её по несколько раз.

В прошлом году я попросила Аркадия Наминовича написать для меня новую песню для моего юбилейного концерта. Когда он передал ее, у меня возникла мысль спеть еще раз дуэтом. Но в это время он попал в больницу, и я пела её одна. Это песня «Байрта хавр» («Радостная весна») на слова Веры ШУГРАЕВОЙ. Мне хотелось песню о весне, пробуждении природы, нашей степи, всего человечества, и эту красивую картину Аркадий создал своей прекрасной музыкой. Ею мы открыли мой концерт. Она стала гимном весны, любви, добра, мира. Так получилось, что я исполнила первую песню Аркадия Манджиева и последнюю. Благодарна судьбе за это и дала мне возможность работать вместе с маэстро Аркадием Манджиевым. Мне было очень сложно петь на концерте, посвященном его памяти… Я пела сквозь слезы, но мы — артисты, мы должны все выдержать на сцене, поэтому мы старались…

Мерген НАСТИНОВ, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Кадмыкия:

— Для меня Аркадий Наминович был, прежде всего, — другом, наставником, учителем. По таланту, профессионализму он был на голову выше нас всех, я всю жизнь у него учился. Мы познакомились, когда мне было 16 лет. Что-то он во мне такого заметил, что подпустил меня к себе, еще подростка. С тех пор мы вместе работали всю жизнь. В этом году исполнилось бы 30 лет, как наш оркестр играл его концерты. У нас были с ним сотни гастролей по стране и за рубежом. Как правило, мы даже жили в одном гостиничном номере. Постоянно шутили, подкалывали друг друга, но он, конечно, был в этом лидер, веселый человек. Более степенным Аркадий Наминович стал только ближе к 60 годам, он был уже Аркадий Наминович, Герой Калмыкии. Но я все равно оставался у него любимым объектом для подколов.

Когда мы познакомились, группа «Калмыкия» работала на базе филармонии, у них была самая крутая аппаратура в городе. Аркадию мы чем-то понравились, и он позволил нам заниматься на их инструментах. В начале 90-х это было просто жуть, как круто. Самая лучшая аппаратура, самые лучшие музыканты, и у нас появилась возможность с ними общаться, разговаривать, бегать для них за сигаретами. Для нас, 16-летних пацанов, это был высший кайф.

Потом я окончил музыкальное училище, консерваторию, стал руководителем оркестра, но связь с Аркадием мы всегда поддерживали. Я и в группе его играл в одно время во втором составе. Когда встал за пульт оркестра, сам Бог велел работать вместе с ним.

Аркадий очень тонко чувствовал музыку, перестраивался моментально, его очень раздражало, когда за ним не успевали. Мы сработались, потому что я пытался мыслить с ним на одной скорости. В последние годы вообще понимал его на сцене с полувзгляда, когда он менял очередность номеров, импровизировал. Посмотрит на меня, и я в глазах его читал, что он хотел сделать. Поэтому сейчас сложно, конечно. Этот год без него вообще был очень тяжелый. Не знаешь, что делать. Невольно постоянно ждешь его, стоишь во дворе филармонии, куришь и, кажется, что он сейчас зайдет, что мы поговорим и зайдем вместе в здание по своим кабинетам. Очень сложно, долго еще привыкать придется.

Я спел песню «Просьба» на концерте в его память. Она всегда мне нравилась, еще с молодости. Но это был мой дебют, за эти 30 лет я в первый раз вообще пел. Сам захотел, подошел к его брату Борису Наминовичу и предложил спеть её. Он был не против, видимо почувствовал, что для меня это очень важно. Аркадий говорил про себя, что он не вокалист, пытается петь всегда своим сердцем. А я тем более не вокалист, просто передал то, что чувствовал в тот момент по отношению к моему учителю и наставнику. Мне хотелось, чтобы он услышал сверху: «Аркаша, для тебя! В первый раз в жизни пою, сиди там и подкалывай меня». Хотелось бы, чтобы он просто услышал и улыбнулся. Да, сложно, очень сложно, слезы наворачиваются, когда говорю об Аркадии Наминовиче в прошедшем времени, потому что не верится в его уход до сих пор.

Тяжело, очень тяжело. Совместная работа с ним стала для меня эпохой, самым светлым этапом моей творческой жизни длиной в 30 лет. С юности до 50 лет. Творческий поиск, концерты, гастроли…

Савр ЭДНЯШЕВ, музыкант, экс-директор группы «Калмыкия», друг Аркадия МАНДЖИЕВА:

Прощай Аркадий. Всё было, взлеты и падения,

Ты шел вперёд судьбу, не упрекая.

И даль гастрольных километров вслед за собой манила, увлекая

Воспоминаний кружит ветер,

Уносит в юность бесконечно,

Где были молоды, беспечны,

Где так казалось счастье вечным.

В потоке бурных дней проходят годы,

Меняются кумиры, времена,

В сердцах горит огонь тобою спетых песен,

Они живут и будут с нами навсегда

Ты был Кумиром многих поколений,

Твое наследье как реликвию храним,

Талант дарован был тебе Всевышним,

Прощай, мой Друг,

Мы помним и скорбим.

Очень трудно для меня говорить об Аркадии в прошедшем времени. Для меня и в жизни Калмыкии он всегда присутствует, что является лучшей оценкой его творчества, того, что он сделал для калмыцкого искусства. Считаю, что после Петра Очировича ЧОНКУШОВА именно Аркадий МАНДЖИЕВ стал главным двигателем творческого процесса по развитию калмыцкой национальной музыки. Он успешно работал во всех направлениях музыкального творчества. Классика, опера, рок, эстрада. Труднее сказать куда не заглянул творческий взгляд Аркадия. Такое ощущение, чтобы он был везде и казалось, навсегда. Все настолько привыкли к этому, что он дарил всем уверенность при реализации какого-либо творческого проекта — ничего, попросим Аркадия, он все сделает классно.

Творческая и человеческая харизма Аркадия МАНДЖИЕВА были таковы, что именно он создал, воспроизвёл через свою музыку, песни культурный фон своего времени. А это ни много ни мало все тридцатилетие постсоветской Калмыкии. Именно творчество Аркадия было современным, актуальным созвучным эпохе и духу времени. Это знаете, как историки, когда характеризуют ту или иною эпоху, часто используют наиболее яркую фигуру того времени. В этом смысле с полной уверенностью могу сказать, что все 30-летие постсоветской Калмыкии в калмыцком искусстве — это была эпоха Аркадия МАНДЖИЕВА.

Композиторский талант у Аркадия проявился ярко уже в студенческие годы. Во время учебы в Казанской консерватории он стал победителем всесоюзного конкурса «Снежная королева». Выиграл уверенно, за явным преимуществом, что дало ему тот самый заряд уверенности, который абсолютно необходим для творческого и профессионального роста. Помню с каким интересом тогда все в Калмыкии радовались появлению молодого таланта, новой звезды. И внешний облик его — живой, с модной гривой волос, одухотворенный, как нельзя был подходящим обликом того времени. Кстати, если и искать образ идеального калмыка, реализовавшего себя, смелого, творческого, со всеми присущими нам достоинствами и слабостями – то ближе всего к нему подходит Аркадий.

Группа «Калмыкия». Тот период, когда мы с Аркадием особенно тесно общались, поскольку вместе и создали группу. За два года создали главный альбом калмыцкой поп-музыки — «Желтый альбом» Говорю «мы» только для того, чтобы подчеркнуть, что тоже помогал Аркадию оформить его музыкальный материал (в законченную форму поп-альбома), который был, пожалуй, не иссякаем. В основе его музыкального поп-мироощущения — его любимые джаз-роковые команды — «Ветер-земля, огонь», «Чикаго» и др. «Эдже мини», «Занда», «Бича уль», — хиты 90-х и на века. Как и «Моя маленькая Элиста», которую он написал чуть позже, но когда слышу эти песни как будто возвращаюсь в то время, но и сейчас они звучат классно и актуально. А если быть точным — стали народными песнями. Как и более поздние вещи — начиная с официального гимна Республики Калмыкия, и по годам — сюита «Зеленая Тара», саундтрек к мюзиклу Бориса Манджиева «Стая» (калмыцкий римейк «Вестсайдской истории»), «Тёрлмуд мини». Абсолютное попадание во время, в мироощущение, в сердца людей. Упомянул, пожалуй, главное. А сколько еще того, что он сам считал не главным.

Конечно, что-то не удалось. И часто по субъективным причинам. Аркадий был человеком с характером, он сам создавал свою парадигму реализации. На этом мы, собственно, с какого-то момента профессионально разошлись. Но друзьями оставались-остались всегда.

Признаюсь, учитывая масштаб таланта Аркадия, я искал для группы «Калмыкия» выход на российскую и международную поп-сцену. Не сомневаюсь, что все бы получилось, как, скажем, в случае «А-Студио» с Батыром ШУКЕНОВЫМ. Аркадий же почему-то туда не стремился. Возможно, его интуитивно отталкивала российская поп-тусовка. Из-за этого я, как продюсер-менеджер, до сих пор с горечью вспоминаю массу сорвавшихся проектов конца 80-х, начала 90-х, то есть в то самое время, когда важно было попасть в струю. Сам же Аркадий стремился к реализации в монгольском мире. Кстати, его замечательные проекты в Калмыкии — «Пентатоника», «Хамаг монгол» — раскрывают его как незаурядного продюсера. Думаю, еще не менее важное, что не успел Аркаша — это качественная, системная работа с нашей молодежью через создание своего продюсерского центра.

Теперь после его ухода Аркадия, даже его заблуждения (остаюсь при своем мнении относительно его блестящих перспектив на российской сцене) стали продолжением его главных человеческих достоинств – искренность порядочность, настоящая, в чем-то щемящая любовь к своей малой Родине и к своему народу. Прощай Аркадий! Теперь ты навсегда легенда и в сердце калмыцкого народа…

От первых нот и до последнего аккорда

Вся твоя жизнь была посвящена

Удачам творческих открытий

С благословенья Высшего Творца.

Ты воспевал величие природы,

Любил степей пронзительный рассвет,

Ушел туда, откуда нет возврата,

Умолкли звуки, гаснет в зале свет

Смывает дождь следы и слезы от потери,

Но память не забудет никогда,

Придет Весна и расцветут тюльпаны,

Вновь зазвенит весенняя капель, и ветер вечный озорной

Поманит в степь как юности апрель,

Дорог, ведущих прямо в облака

Мир бесконечен в мудрости скитаний.

Мазан ПОШТАРОВ, артист Государственного симфонического оркестра Республики Калмыкия:

— Как представитель молодого поколения музыкантов могу сказать, что я вырос на песнях Аркадия Наминовича. Это был человек, который объединял все поколения. Я благодарен судьбе, что имел честь выступать с ним на одной сцене. Мне посчастливилось жить с ним в одно время. Он был, есть и всегда будет примером для меня, как творческая личность, как божественно одаренный композитор, прекрасный человек

Его музыка расширила мои границы восприятия музыкальной культуры нашего народа. Сейчас мне 32 года, в профессиональном плане встать на правильный путь мне удалось благодаря именно Аркадию Наминовичу. Считаю, что пока мы живы, будет жить и его музыка – академическая, национальная, эстрадная. И нужно сделать всё, чтобы она сохранилась для наших будущих поколений.

Я работаю в симфоническом оркестре Государственной филармонии, носящей его имя. Мне посчастливилось поработать и с самим маэстро, и с многими талантливыми людьми, которые трудились бок о бок с Аркадием Наминовичем на протяжении 15-20 и более лет. Я там самый молодой, но мне удалось проработать с ним пять лет. Они многое дали мне для творческого роста. Эти годы навсегда останутся в моей памяти. Я всегда буду с благодарностью вспоминать прекрасного музыканта и человека, кумира нашего народа, своего Учителя Аркадия МАНДЖИЕВА.

Я буду рассказывать своим детям, что работал с Аркадием Наминовичем на одной сцене, пел вместе с ним, гастролировал, репетировал, получал его советы, которые помогали мне совершенствоваться в моей профессии музыканта. Для меня, для всех почитателей его таланта, для всего калмыцкого народа Аркадий Наминович не ушел от нас, он просто уехал на гастроли. Концерт, посвященный его памяти, стал подтверждением того, что в памяти калмыцкого народа он останется навсегда.

Валерий ЧЕКУШЕНКОВ, победитель конкурса «Песни Аркадия МАНДЖИЕВА»:

— Я знал Аркадия Наминовича еще с тех пор, когда занимался народным творчеством в ДК Профсоюзов, где он и его коллеги репетировали. С тех пор прошло 30 лет. Сейчас живу в Элистинском доме-интернате для престарелых и инвалидов. В 2021 году решил поучаствовать в онлайн-конкурсе самодеятельных исполнителей. Услышал песню «Романс», которая начинается со слов «Разбежаться бы и упасть…». Когда мне дали текст, я его прочитал и с первого раза исполнил для видеоролика. Не было ни одной репетиции даже. Стал победителем. Тогда Аркадий Наминович сказал мне, что я спел песню настолько душевно, чувствовалось, что всё, что я пел, пережито лично мной. Люди почувствовали это, когда её слушали, плакали.

Я выступил с этой песней на концерте, но, к сожалению, уже посвященном его памяти. Благодарю всех, кто был в зале, не прийти туда, конечно, было нельзя. Там собрались люди, для которых работа, общение с Аркадием МАНДЖИЕВЫМ были важной частью их жизни. Он оставил глубокий след не только в моей памяти, но и всех жителей нашей республики.

 

Цитаты Аркадия МАНДЖИЕВА:

«Судьба нашего народа — в наших руках. К сожалению, никто за нас ничего делать не будет. Всё мы должны сами в этой жизни сделать, чтобы у нас эта территория сохранилась, наш язык, культура, искусство».

«Надо, чтобы в реке нашей жизни никогда не заканчивалась вода. Не осушить, не загрязнить, сохранить чистоту этой воды, чтобы в ней всегда была жизнь. Это главная задача».

 «Композитор — это человек, который слышит музыку. Видит что-то и превращает это в музыку».

 «Театр — это моя большая любовь, это музыка, которая оживает. Она не просто звучит, а превращается в какое-то действие. Музыка для театра — это нечто особенное».

 «Я живу сейчас и сегодня тем, что я делаю».

 «Продолжай верить людям и живи так, чтобы тебе верили. И радуйся чужим победам обязательно. Также они будут радоваться твоим победам. Все просто».

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов