Тема т.н. «ЧВК «Рёдан» в последние дни в топе российских новостей. Журналисты, эксперты и просто любознательные сограждане пытаются установить корни и масштабы этого движения в России, в чем реально проявляются его экстремизм и угроза для общества (о которых было заявлено в т.ч. главой «Лиги безопасного Интернета» Екатериной МИЗУЛИНОЙ) и не является ли это пресловутой мухой, раздутой до масштабов слона.
Ведь объективно куда более опасному для общества и даже государства молодежному движению «Арестанское уркаганское единство»* (также встречается трактовка «Арестанский устав/уклад един»*, АУЕ*) уделяется сейчас куда меньше внимания. По крайней мере в публичном пространстве.
Высока вероятность того, что ажиотаж вокруг «Рёдан» раздут, а само это сетевое движение уж точно не является ЧВК (сложно представить головорезами большинство любителей аниме). Однако нельзя исключать использование данной темы идеологами хаоса из соседней, некогда братской страны — как попытку манипулирования российским обществом, так и использование этого уже соотечественниками — как хороший повод для начала обсуждения на государственном уровне необходимости серьезного изменения молодежной политики.
Если допустить второе, то очень важно, чтобы дело пошло дальше научных и общественных дискуссий, а разработанные и даже принятые замечательные программы и проекты реализовались на практике.
Стоит понимать: так устроен человек, что в юности многим свойственен дух инакомыслия и бунтарства, отрицания государственных законов и общественных устоев, стремления, с одной стороны, выделиться, а, с другой — объединяться по интересам. С целью, с т.ч., формирования понятного и комфортного мира. Все это мы видели еще в произведениях российских и мировых классиков. Т.е. появление все новых и новых молодежных сообществ и движений (сейчас принято их называть субкультурами) есть вещь неизбежная. Невозможно это искоренить.
Как и невозможно всех загнать в «Юнармию» или «Молодую Гвардию «Единой России» (МГЕР).
Несомненно, обе упомянутые организации должны существовать и развиваться — как действенный инструмент работы с лояльной частью юношества и молодежи. В конце концов, у той же российской бюрократии есть потребность в новых кадрах, подготовленных не только профессионально, но также идеологически. Что, по моему убеждению, гораздо важнее. И в этом аспекте, конечно же, имеют важное значение такие проекты как «Территория смыслов», а ранее — форумы «Селигер» и движение «Наши», «Местные», «Россия молодая» и т.д., откуда вышло немало тех, кто сегодня трудится в исполнительной и законодательной ветвях власти.
Хотя, конечно, есть и такие примеры, как Роберт ШЛЕГЕЛЬ и ряд других высоко взлетевших воспитанников этих движений, кто либо стал фигурантом уголовного дела, либо сбежал за границу и стал критиком России. Можно кивать, мол, это кадры Владислава СУРКОВА или Вячеслава ВОЛОДИНА, однако никто не застрахован, что такие персонажи не проскочат через сито проектов Сергея КИРИЕНКО, т.к. человеческий фактор — вещь непредсказуемая.
Но это отступление. Важно то, что, развивая проекты по работе с провластной молодежью, нельзя только этим ограничиваться. Во-первых, поскольку это незначительная часть молодежного сообщества и, во-вторых, поскольку подавляющее большинство участников данных проектов не являются ЛОМами (лидерами общественного мнения), за ними не стоят группы. Это скорее карьеристы-одиночки.
Немало примеров того, что такие люди оказываются даже неспособны на практике руководить волонтерскими отрядами, местными отделениями «Молодой Гвардии «Единой России», студенческими советами. То есть сложно представить их в работе по той же «перевербовке» молодежи из деструктивных движений или хотя бы идеологической работе среди сомневающихся.
Очевидна необходимость в воспитании потенциальных вожаков различных неформальных подростковых и молодежных движений. Несомненно, работа такая проводится спецслужбами и приносит свои результаты. Однако и наши бывшие партнеры на Западе тоже не дремлют.
Пример той же Украины, да и других постсоветских республик наглядно показывает, что и в этом вопросе — работе с человеческим материалом — нам есть чему учиться. И здесь основная часть работы, по понятным причинам, находится не в публичной плоскости.
Обращу внимание на несколько важных моментов. Во-первых, необходимо как можно быстрее уходить в образовании от ранее введенного формата предоставления образовательных услуг (теперь мы с горечью понимаем с какими целями это делалось по «рекомендации» западных партнеров), возвращаясь к лучшим советским практикам. Объявленный Президентом России Владимиром ПУТИНЫМ Год педагога и наставника призван и может в этом помочь, дав старт большой кропотливой работе, которая не должна закончиться 31 декабря и быть лишь в красивых отчетах чиновников от образования, что, к сожалению, стало повсеместной практикой.
Во-вторых, крайне важно омоложение педагогических коллективов школ и средне-профессиональных учебных заведений, с акцентом на молодых мужчин, которым априори легче установить доверительные отношения с подрастающим поколением. И стать связующим звеном между юным поколением и профессионалами по работе с человеческим материалом. Само собой разумеющееся, подготавливать таких педагогов необходимо уже с первых курсов профильных вузов.
Среди прочих плюсов это позволит еще в средних, а то и в младших классах школы выявлять потенциальных и реальных неформальных лидеров и начинать системную работу с ними, формируя идеологически правильную нацеленность у поддающихся переформатированию и создавая для неподдающихся этому искусственные ситуации, позволяющие осуществлять в дальнейшем деликатное манипулирование такими людьми. Чтобы не бить по хвостам, как это сейчас нередко происходит, а иметь возможность пресекать деструктивную деятельность тех или иных сообществ или хотя бы корректировать ее.
В-третьих, важное значение имеет вовлеченность в процесс политических партий и общественных движений. Да, политическая агитация среди несовершеннолетних в России запрещена. Однако современные реалии таковы, что подростки уже политически активны и мы помним, как этим пользовались Алексей НАВАЛЬНЫЙ (выполняет функции Иностранного агента) и другие силы, работавшие в интересах наших бывших партнеров на Западе.
Тот факт, что кто-то из них сейчас в местах заключения, а кто-то сбежал за границу, не означает прекращения этой деятельности. Напротив, после начала СВО она кратно усилена — к сожалению, не только в запрещенных в России соцсетях (доступ к которым с помощью VPN не представляет особой сложности), но и в изначально российских: «ВКонтакте» и «Телеграм».
Вопрос — почему эти провокаторы свободно ведут обработку наших детей и молодежи в российских же соцсетях — задавать, понятное дело, нужно тем, кто ответственен за блокировку вредоносного контента и кто о таковой красиво отчитывается.
Со своей стороны мы, здесь я имею ввиду патриотически ответственных представителей партий и общественников, можем разработать и предложить подрастающему поколению неординарные проекты, способные их заинтересовать и увлечь. Дополняя те, что уже запущены на государственном уровне — школьные «Разговоры о важном» и т.д. Национальным республикам в составе Российской Федерации в определенном смысле здесь будет немного легче, поскольку есть проходящая сквозь все поколения тема родного языка и культуры.
Для начала, конечно же, придется научиться разговаривать с юношеством на одном языке — заинтересовывая в необходимых нам, взрослым, проектах, а не насильно загоняя в них (это лишь вызовет неприятия и протест). Иного пути у нас нет, поскольку это вопрос будущего нашей страны, нашего народа.
Материал подготовлен на основе выступления в рамках «круглого стола», организованного Калмыцким отделением Российского общества политологов (КалмРОП) 02.03.2023г. в г. Элиста.
* — экстремистская организация, запрещена на территории РФ.