Одним из ключевых запросов граждан России является запрос на социальную справедливость. Особенно остро эту проблему ставят жители регионов, которые видят огромную разницу в уровне жизни между Москвой и своими городами, не говоря уж о посёлках и деревнях.
Точечное благоустройство и строительство дорог — дело, безусловно, важное, но куда более наглядным было бы участие государства в создании равенства возможностей в таких сферах, как образование, медицина и культура.
В среднем образовании образуется «идеальный шторм», который рискует нанести необратимый удар по всей системе. Москва и Санкт-Петербург «высасывают» учителей из регионов за счёт высокой оплаты труда. Такая же миграция идёт из сельских школ в городские, где лучше условия и платят больше.
Условия труда педагогов и качество обучения в разных регионах не просто отличаются, порой они диаметрально противоположны.
Пока в Москве открываются школы нового поколения, в районных центрах по-прежнему нет канализации, ремонта, не говоря уж о реактивах, мебели и прочих необходимых атрибутах школьного процесса обучения. Оставленные на попечение муниципальных и местных бюджетов средние образовательные учреждения ведут борьбу за выживание.
Моё предложение очень простое — внедрить в России общенациональный школьный стандарт (ОШС). Внедрение этой программы модернизации должно проходить в несколько этапов:
Перевод всех школ России (кроме частных) в федеральную собственность с федеральным финансированием.
Определение единых стандартов материально-технического обеспечения школ различной комплектности. Здесь могут быть законодательно зафиксированы все нормативы, которым должна соответствовать современная школа (требования к зданию, обеспечение транспортной доступности, системы безопасности, качество внутренней отделки и коммуникаций, наличие мебели, учебных принадлежностей для предметных классов, лабораторных работ, учебников и т.д.).
Цифровая образовательная среда для школьного процесса, возможность трансляции уроков от лучших учителей России, доступ к сетевым образовательным платформам и т.д.
Выработка и реализация единого стандарта оплаты труда учителей, создание федеральных программ повышения квалификации (в том числе дистанционных)
Проведение ремонтных работ или в случае их нецелесообразности строительства новых быстровозводимых зданий школ — с приоритетом на малые города и посёлки.
Открытие на базе школ цифровых образовательных центров, где можно будет проводить лекции, семинары, дополнительные уроки для детей и взрослых, а также организовывать современную кружковую работу в творческих лабораториях)
Понимаю, что реализация подобного масштабного проекта потребует больших финансовых вливаний. Но только так с единым федеральным стандартом мы сможем обеспечить равенство возможностей для всех детей. Это наша ответственность.