НОВЫЕ ПАРТИИ ВОЗНИКЛИ БЕЗ УЧЕТА ЗАПРОСА ИЗБИРАТЕЛЕЙ

МИХАИЛ БЕЛЫЙ

Нынешний политический сезон ознаменовался появлением большого массива новых (малых) партий. Надо признать, что львиная доля новых объединений — искусственно инспирированная, то есть появилась и функционирует, не имея в своей основе четкого запроса со стороны избирателей.

При этом стоит отметить принципиально разные позиции малых партий в действующей политической конфигурации.

Так, с осени 2015 года по ноябрь 2019 года доля сторонников непарламентских партий и «другой партии» выросла с зоны статистической погрешности до 9% — такие данные приводит ФОМ. Однако это выражается в распылении симпатий сразу между несколькими малыми партиями.

Таким образом, в числе малых партий в 2018–2019 годах более определенные позиции занимают «Коммунисты России», а также «Партия пенсионеров»: «Партия пенсионеров» и «Коммунисты России» первыми претендуют на преодоление по итогам выборов барьера в 5%.

Пытается войти в повестку также «Партия прямой демократии» (ППД) под руководством Вячеслава МАКАРОВА. Его партийцы обсуждают, как выйти из экономического кризиса, однако их идеи для регионов пока малоинтересны.

Партия «Новые люди» (НЛ) пытается хайповать, однако с большой долей уверенности можно прогнозировать, что в регионах проект НЛ обречен на неудачу — тут явно нет их целевой аудитории.

Важно и другое: большинство малых партий фактически «насаждается» в регионах сверху. Но, повторюсь, у них отсутствует здесь ядерный электорат Чаще всего в регионах малые партии выполняют роль спойлеров, которые:

  • а) либо призваны «откусить» часть голосов у главного конкурента «Единой России» — КПРФ;
  • б) либо на правах спойлеров войти в региональные парламенты, в дальнейшем выполняя в них фактически функции партии власти.

Собственно, такая технология сейчас апробируется в Ульяновске на выборах в городскую Думу: здесь именно по инициативе «Коммунистов России» в суды поданы десятки исков с требованием снять с выборов почти 30 кандидатов от КПРФ, часть исковых заявлений уже удовлетворена.

По неофициальным данным, за «борьбу» с КПРФ «Коммунистам России» обещано два мандата в городском парламенте.

Можно констатировать, что малые партии в большинстве регионов не обладают целевой аудиторией — их представители, равно как и программы, неизвестны широким массам. В результате чаще всего они выполняют функцию по растягиванию голосов у парламентских партий.

Говорить о том, что ситуация может измениться, нет оснований: зачастую малые партии существуют лишь номинально. Можно прогнозировать, что часть из них полностью «растворится» уже в ближайшее время.

Недопуск в отдельных регионах некоторых малых партий на выборы связан, скорее, не с их электоральной опасностью, а с тем, что их лидеры не сумели достичь коммерческих договоренностей с представителями местных властей.

Так, например, избирком отказал в регистрации четырем кандидатам, которые выдвигались в Думу Нижнего Новгорода от партии «Коммунисты России».

Окружная избирательная комиссия Новосибирска аннулировала регистрацию кандидата на выборы в горсовет от партии «Гражданская платформа». В Костромской области партии «Народ против коррупции» отказали в регистрации партийного списка.

«Яблоку» и вовсе отказали в участии в выборах в региональные парламенты во всех регионах, где партия собирала подписи, это — Ямало-Ненецкий автономный округ, Рязанская, Челябинская и Курганская области.

В Воронеже отказали в регистрации партии «Коммунисты России» в связи с непредставлением подписных листов, а также партии «Новые люди», причем причин отказа избирком новичкам не назвал.

Михаил БЕЛЫЙ, представитель Фонда «Центр развития региональной политики» (ЦРРП) в Ульяновской области.

Источник: РОП.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов