Модернизация Конституции России совпала с презентацией целого ряда новых политических партий, за которой просматривается желание обновить весь партийно-политический дизайн российской политики.
Этой кампании предшествовал долгий период безуспешных попыток «внутренней перестройки» и «кардинального обновления» всех прежних политических партий, официально представленных в Государственной Думе ФС РФ.
Несмотря на отдельные новые фигуры в партийных списках и новых кандидатов по одномандатным округам ни программно-идеологический антураж, ни организационные структуры и практика их работы на местах не претерпели кардинальных изменений. А потому электоральные результаты у всех участников выборных марафонов, в том числе и «Единой России», стали обнаруживать неуклонную тенденцию к ухудшению.
В чем же состоит проблемное поле российского партийного строительства?
Во-первых, в неспособности его участников развернуто и убедительно для избирателя ответить на вопрос о стратегическом курсе и перспективных целях развития российского общества.
Попытавшись было начать в своих рядах дискуссию об идеологии партии, «Единая Россия» так и не создала ни какого-либо цельного идеологического конструкта, ни системы простых и мотивирующих на конкретные действия лозунгов и перешла к практике продвижения общероссийских партийных проектов, что на уровне регионов превратилось в хорошо всем известную доктрину «малых дел».
Логично предположить, что электоральный ресурс «Единой России» будет определяться в основном конгломератом различных, прагматично настроенных и зависимых от власти групп. То же самое мы наблюдаем и у КПРФ, которая по консерватизму своего отношения к доктринальным идеям и лозунгам может соперничать разве что с РПЦ.
Российские «эсеры» так и не ответили на вопрос о том, в чем состоит привлекательная для большинства россиян идея социальной справедливости. Что же касается ЛДПР, то ее доктрина и лозунги являли собой поток сознания ее лидера, харизма которого в последних кампаниях изрядно потускнела.
Что же нового видим мы на идеологическом фронте сегодня? Николай ПЛАТОШКИН пока так и не смог объяснить своим реальным и потенциальным сторонникам, в чем суть и привлекательность его «нового социализма» ни на уровне теории, ни на уровне лозунгов.
В этом смысле несколько более привлекательно выглядят «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» и «Партия прямой демократии»: из их программных заявлений можно выделить несколько приоритетных целей, группирующихся вокруг темы социальной защиты пенсионеров и демократизации волеизъявления граждан.
Общероссийская политическая партия «Народ против коррупции» стала партией одного, но чрезвычайно популярного в массовом сознании лозунга…
Как видим, кардинальных политико-идеологических изменений не произошло, но появились новые приоритеты, значимость которых в среде российского электората подтверждается многочисленными социологическими исследованиями, а потому не нуждается в особых обоснованиях.
Но смогут ли новые партии превратить политические приоритеты в лозунги и стоящую за ними программу конкретных действий?
При всей своей значимости правовая защита интересов граждан и бизнесменов от зарвавшихся чиновников-коррупционеров, на чем сосредоточилась одна из новых партий, значительно уже последовательной и политически значимой программы борьбы с коррупцией. Да и сама эта борьба предполагает ответы на другие, часто острые политические вопросы и выдвижение серии политических требований.
Встречи с представителями новых политических партий и движений, состоявшиеся в Волгограде весной и летом 2020 года показали, что их заявления состоят в своей основе из общих рассуждений и деклараций о намерениях, а также сведения политических счетов с реальными или воображаемыми противниками.
Второй из проблем российского партстроительства, которую предстоит решить как его ветеранам, так и неофитам, является проблема работы с гражданами. — До сих пор здесь нет впечатляющих достижений.
Партийные и лидерские приемные граждан используют один, хотя и любимый избирателями, жанр общения с властью — челобитные, воспроизводящие давнюю традицию отношений патрона и клиента.
Праймериз «Единой России» так и не смогли привлечь к себе внимание широких слоев населения. Попытка Общероссийского народного фронта (ОНФ) напрямую соответствовать своему названию, создав всепроникающую сеть контроля над чиновниками, закончилась созданием в регионах очередных закрытых для непосвященных политтусовок, склонных имитировать контроль.
Что же касается других политических партий, представленных в ГосДуме, то даже наличие дееспособного регионального отделения еще не гарантирует для них успеха в борьбе за общественное внимание.
Основные причины этого, на наш взгляд, — крайне слабое владение партийцами региональной и муниципальной повесткой дня и отсутствие в их числе людей, являющихся лидерами общественного мнения или хотя бы обладающих известностью и неформальным авторитетом у рядовых граждан.
Из новых претендентов на место в партийном спектре, побывавших в первой половине 2020 года в Волгограде, можно выделить лишь приверженцев «нового социализма», создавших группы своих сторонников в социальных сетях (например, в Facebook более 1600 человек) и представителей новой партии пенсионеров, создавших общественную приемную.
Региональные эмиссары других вновь созданных политических партий пока себя не проявили, хотя, например, для «Партии прямой демократии» в свете успеха последнего общероссийского электронного голосования не составило бы труда создать и протестировать электронную систему мобилизации своих сторонников.
Очевидно, что успех дебюта на будущих парламентских выборах будет напрямую зависеть от способности новых партий завоевать в разных российских регионах достаточные рейтинги известности и доверия.
Очевидно также, что если представления столичных партийных визитеров о жизни людей и реальных проблемах российских регионов будут на уровне впечатлений туристов из метрополии, совершающих увеселительное турне по собственным колониям, то ни о каком действительном электоральном успехе не может быть и речи.
Еще одна проблема, давно проявившаяся на российском партийно-политическом поле, состоит в позиционировании старых и новых игроков по отношению к партии власти или своим партийным конкурентам. Специфика организации сформировавшегося в ГосДуме партийно-политического пространства состоит в отсутствии в нем реальной оппозиции «Единой России».
Однако в реальной практике партийного противоборства гораздо чаще встречается «пунктирная оппозиция», когда граница мнений, намерений и действий зависит от множества условий и сложившихся ситуаций. Показательно, что старые думские партии и даже самая «радикально-оппозиционная» из них — КПРФ — редко обозначали несовпадение и даже различие своих позиций с «Единой Россией» по частным, но важным для избирателей вопросам.
Подобное «черно-белое» видение политического поля характерно и для вновь появившихся партий и движений. Демонстративное желание того же Николая ПЛАТОШКИНА быть непримиримым противником «единороссов» при ближайшем рассмотрении оказывается спорным ввиду отсутствия в программе «новых социалистов» не то что требования реприватизации, но даже оценки ее итогов и эффективности разных форм собственности.
Очевидно, что ни новой партии пенсионеров, ни сторонникам прямой демократии, ни народным борцам с коррупцией не уйти от «пунктирной оппозиции» по отношению к «Единой России».
Сегодняшняя острота социальных проблем и наличие достаточно проявленных протестных настроений исключают «сердечное согласие» и «солидарное единение» электората.
Но готовы ли сами партии, их лидеры и представители к содержательному и острому разговору с избирателями и конкурентами о том, в чем они противостоят единороссам, а в чем могут их поддержать?
Давно назревшее переформатирование российского партийно-политического пространства, сегодня невозможно без появления новых акторов. Оно требует к себе серьезного отношения, особенно со стороны тех, кто надеется, заручившись поддержкой избирателей, утвердиться в нижней палате федерального парламента, а затем и в региональных законодательных органах.
Конечно, современные медиатехнологии позволяют создать и продвинуть на электоральном рынке разнообразные партийные фейки и симулякры. Но социальная цена этого может оказать дорогой, и даже слишком.
Александр СТРИЗОЕ, доктор философских наук, профессор Волгоградского госуниверситета, эксперт Российского общества политологов (РОП).
Источник: РОП.