ГОД НЕ ВЕЛИКИХ, НО ПЕРЕЛОМОВ

АНДРЕЙ СЕРЕНКО

Минувший 2018-й год стал для всех трех регионов Нижнего Поволжья во многом переломным. Эта «переломность» проявилась в Волгограде, Астрахани и Калмыкии по-разному, став, возможно, началом новой макрорегиональной тенденции, которая проявится уже в полную силу в 2019-2020 годах.

Суть этой тенденции заключается в трансформации привычного регионального социально-политического и, вполне вероятно, экономического уклада, что неизбежно скажется на персональном составе местных элит, схемах извлечения прибыли, структуре политического и делового класса и т.д.

СЕРГЕЙ МОРОЗОВ

СЕРГЕЙ МОРОЗОВ

В 2018 году сменился губернатор Астраханской области. Впервые в новейшей (после 1991 года) астраханской истории главой региона стал «варяг» Сергей МОРОЗОВ, сменивший на этом посту астраханца Александра ЖИЛКИНА.

Астраханские элиты, видимо, еще только осознают революционность этого события, и пока не ясно, каким образом на него отреагируют в ходе приближающихся (в сентябре 2019 года) выборов главы региона. Москва надеется, что МОРОЗОВ будет почти автоматически избран губернатором.

Скептики же не исключают повторения в Астраханской области скандальных приморского и хакасского сценариев 2018 года.

Прогнозировать развитие астраханской ситуации сейчас непросто, потому, что нет пока ясности с планами главного потенциального конкурента МОРОЗОВА — депутата Государственной Думы ФС РФ, лидера местной «Справедливой России» Олега ШЕИНА.

Шеинский рейтинг, по некоторым оценкам, раза в два превышает показатели известности, доверия и избираемости исполняющего обязанности главы области.

Сам ШЕИН уже несколько месяцев активно передвигается по территории региона, везде оставляя за собой восторженных новых сторонников и свои (партийные) общественные приемные, которые легким движением руки где-то к марту 2019 года превратятся в предвыборные штабы.

И пока нет никаких убедительных данных, позволяющих утверждать, что МОРОЗОВ с ШЕИНЫМ договорился, и что ШЕИН на губернаторские выборы не пойдет.

Интриги в астраханскую политическую жизнь добавило и неожиданное возвращение на родину осенью 2018 года бывшего мэра областного центра Сергея БОЖЕНОВА. Хотя последний публично и заявил об отсутствии интереса к астраханской политике, однако в эти слова поверили не многие.

Более того, к концу 2018 года поползли слухи о возможном закулисном альянсе БОЖЕНОВА и ШЕИНА, что — если, конечно, эти слухи подтвердятся — резко усилит электоральные возможности лидера астраханских эсэров.

Финансовые ресурсы БОЖЕНОВА плюс рейтинг и политическая энергетика ШЕИНА — это почти наверняка поражение МОРОЗОВА на губернаторских выборах.

Впрочем, даже если тандем ШЕИН-БОЖЕНОВ и не состоится, попытки жестко вывести ШЕИНА из игры (против его воли и без учета его интересов) неизбежно превратят Астраханскую область в новую политическую «горячую точку» России с неясными перспективами для самого МОРОЗОВА.

Как умеет ШЕИН организовывать политические голодовки, и кто приезжает его в этом случае поддержать из Москвы — это мы уже видели.

Так что, можно не сомневаться: некорректная реакция Кремля на возможные губернаторские амбиции вождя астраханских эсэров приведет к тому, что, может, ШЕИН губернатором и не станет, но и МОРОЗОВ долго в губернаторском кресле не усидит. Просто потому, что не сможет выполнить главную задачу, поставленную Кремлем, — контролировать социально-политическую ситуацию и обеспечивать стабильность в важнейшем регионе юга России.

Поэтому перемены в Астраханской области в 2019-2020 годах неизбежны — не одни, так другие.

Кто бы ни стал в итоге астраханским губернатором, перезагрузка региональной политической системы уже началась, кадровые ротации — тоже, и вопрос лишь в том, насколько управляемым будет этот процесс, через какие именно проекты он будет реализовываться и каковы будут его издержки.

АНДРЕЙ БОЧАРОВ

АНДРЕЙ БОЧАРОВ

В Волгоградской области в 2018 году имело место много важных событий, которые свидетельствуют о стремительном развитии процесса перезагрузки региональной социально-политической и экономической модели, начатой губернатором Андреем БОЧАРОВЫМ в 2014 году.

Безусловно, среди этих событий есть и успешно проведенные выборы Президента России, и не менее успешная организация Чемпионата мира по футболу, и сохранение политических позиций «Единой России» по итогам выборов в городские думы Волгограда, Волжского и Камышина в сентябре.

Но эти организационные достижения БОЧАРОВА и его команды сенсацией назвать трудно: это просто обязанности каждого хорошего губернатора, так сказать, обязательная программа политического фигурного катания.

Политическую «переломность» 2018 года в Волгограде, на наш взгляд, все же сконструировали другие события, которые к обязательному губернаторскому функционалу прямого отношения не имеют и порождены либо чужими аппаратными играми (причем, за пределами региона), либо стали результатом удачных импровизаций самого Андрея БОЧАРОВА.

Речь идет о следующих эпизодах: во-первых, отставка с поста начальника областного Следственного комитета генерала Михаила МУЗРАЕВА.

Во-вторых, начавшееся сотрудничество губернатора области с владельцем федеральной корпорации AEON Романом ТРОЦЕНКО.

В-третьих, активное вмешательство волгоградского губернатора в проект смены собственника металлургического завода «Красный Октябрь».

В-четвертых, укрепление партнерства губернатора с владельцем нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Вагитом АЛЕКПЕРОВЫМ.

Все эти четыре эпизода самым радикальным образом начали менять невидимые нормальным обывателям сложившиеся межэлитные отношения (как внутри региона, так и между регионом и группами влияния в Москве).

Рискнем предположить, что это довольно скоро скажется на актуальном волгоградском политическом и деловом ландшафте.

Примечательно, что лично для Андрея БОЧАРОВА ситуация «переломности», оформившаяся к самому концу 2018 года, несет в себе как новые политические возможности (с уходом МУЗРАЕВА региональная элита обречена на консолидацию вокруг фигуры действующего губернатора), так и известные риски.

Последние целиком связаны с аппаратными играми и интригами ряда центров влияния в Москве — внутри Волгоградского региона рисков для БОЧАРОВА нет (мы имеем в виду, прежде всего, весь комплекс возможных решений, связанных с предстоящими выборами губернатора в сентябре 2019 года).

Даже соотношение рейтинга и антирейтинга БОЧАРОВА (40% к 28%) среди волгоградских избирателей не является для него критическим, так как не мешает действующему главе региона победить уже в первом туре с результатом не ниже 55%.

БОЧАРОВ, можно не сомневаться, победит на выборах, если ему не станут создавать помехи некоторые московские игроки.

Но как бы там ни было, в волгоградском случае, как и в астраханском, тренд «переломности» в региональной политической системе уже сформирован 2018-м годом и отменен быть не может никакими причинами. Вопрос лишь в динамике предстоящих перемен и их основных акторах.

На наш взгляд, скорее всего, перемены 2019-2020 годов будут дальнейшим продолжением бочаровского курса (как по содержанию, так и по форме — во главе с губернатором БОЧАРОВЫМ), однако, с некоторыми серьезными технологическими коррективами, которые внесет администрация Президента России с учетом изменений в общественных настроениях в целом по стране.

АЛЕКСЕЙ ОРЛОВ

АЛЕКСЕЙ ОРЛОВ

В Республике Калмыкия предпосылки для переломного 2018 года закладывались в предыдущие несколько лет: их точкой отсчета можно считать приход к руководству республикой Алексея ОРЛОВА, который после короткого «осмотрительного периода» взял курс на модернизацию местной административно-политической и экономической системы.

Главными принципами модернизации по ОРЛОВУ стали «тактика малых дел» и «опора на собственные силы» — в этом смысле, глава Калмыкии опередил федеральное правительство, как минимум, лет на пять.

Практическая реализация принципов ОРЛОВА позволила подготовить калмыцкую социально-экономическую систему к тяжелейшему удару «санкционного периода» 2014-2017 годов, во время которого вся российская экономика понесла ощутимые потери.

Сегодня очевидно: не подготовь орловская команда республику к этому удару, не займись она реальными проектами в животноводстве и инфраструктуре уже в 2012-2013 годах, сохраняя и наращивая взятый темп в 2014-2018 годах, неизвестно, что бы от калмыцкой экономики и социальной сфер — далеко не самых сильных в сравнении с другими регионами России — сегодня осталось.

По итогам 2018 года команда главы Калмыкии записала себе в актив некоторые весьма существенные показатели.

Во-первых, поступления в бюджет республики выросли на 26%, причем главный прирост произошел за счет увеличения индекса сельскохозяйственной продукции, налога на прибыль сельхозпредприятий.

Другими словами, несмотря на кризис и ограниченность бюджетных возможностей, довольно успешно работает реальный сектор калмыцкой экономики (сельское хозяйство, животноводство в первую очередь).

Во-вторых, в минувшем году сократился госдолг Калмыкии — с 4,5 млрд рублей до 3,8 млрд рублей. Для 300-тысячной республики, не имеющей ни собственных энергетических мощностей, ни промышленности, это несомненное достижение.

В-третьих, власти Калмыкии в очень непростом 2018 году в полном объеме выполнили социальные обязательства перед населением республики.

Калмыкия дала лучшие показатели среди всех трех регионов Нижнего Поволжья на выборах Президента России в марте и на местных выборах (в Народный хурал, где «Единая Россия» увеличила свое представительство) в сентябре 2018 года.

Тем самым Степная республика убедительно показала, что в ней не работают негативные сценарии вроде приморского или хакасского, и что электоральный ландшафт, как и в целом политический, уверенно контролируется Алексеем ОРЛОВЫМ.

Представляется, что для ОРЛОВА, как и для его волгоградского коллеги БОЧАРОВА, сегодня не существует внутренних политических рисков, но зато сохраняют опасность интриги некоторых политических игроков в Москве: именно «московский фактор» играет сегодня главную дестабилизирующую роль в калмыцкой политике.

Минувший 2018 год показал, что в Волгоградской области и Калмыкии общий для российских регионов тренд — рост протестных настроений, тем не менее, не трансформируется в протестное движение.

В отличие от Астрахани, в Волгограде и Элисте нет сильных оппозиционных политиков, вроде Олега ШЕИНА. Более того, эволюция оппозиционных, протестных уличных акций, зафиксированных в Волгоградской области и Калмыкии в 2018 году, показывает, что популярность их снижается, роста численности участников нет.

Более того — волгоградские и калмыцкие оппозиционеры не смогли воспользоваться «подсказками» вроде пенсионной реформы, и создать на основе этого непопулярного федерального административно-политического эксцесса сильного и сплоченного протестного фронта. И этого не случилось, в том числе, благодаря эффективной работе внутриполитического блока администраций ОРЛОВА и БОЧАРОВА.

Следует отметить, что «переломность» 2018 года была обусловлена в регионах Нижнего Поволжья также выводом в информационную и политическую повестку весьма амбициозных экономических проектов.

Для Волгоградской области это стали санкционированная Москвой работа по смене собственника «Красного Октября» — крупнейшего не только металлургического, но и оборонного предприятия страны, играющего ключевую роль в производстве важнейших технологических узлов для атомных подводных лодок ВМФ России, а также инвестиционные проекты с участием Романа ТРОЦЕНКО.

Для Калмыкии — выход в плоскость практической реализации проекта международного судоходного канала «Евразия», в котором особую заинтересованность демонстрируют Китай и Казахстан.

Для Астраханской области — подготовка портовой инфраструктуры для международного транспортного коридора «Север-Юг», с участием в нем практически всех каспийских государств.

Есть основания полагать, что в 2019-2020 годах все эти и еще некоторые другие крупные экономические проекты заявят о себе в нижневолжской повестке.

Впрочем, они также станут не только новыми потенциальными точками роста региональных экономик Нижнего Поволжья, но и источниками дополнительных политических рисков и вызовов для региональных элит, которые оформятся по итогам выборов глав Астраханской и Волгоградской области, а также Республики Калмыкия в сентябре 2019 года.

Андрей СЕРЕНКО, координатор Клуба экспертов Нижнего Поволжья.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов