ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ — ЖИЗНЕННО ВАЖНАЯ ЗАДАЧА МОСКВЫ

ДЕНИС-КОРКОДИНОВ-135Ингушский протест вынуждает Москву пересмотреть свое отношение к Северному Кавказу. Федеральный центр признает, что стабильность на Северном Кавказе — путь к сохранению российского государства.

В свете активизации событий, происходящих в настоящее время в Ингушетии и недопущения появления благодатной почвы для разрушительной работы иностранных подстрекателей к сепаратизму, для Москвы стала актуальной проблема выработки и реализации новой комплексной и долгосрочной региональной политики по отношению к Северному Кавказу.

Данная потребность обусловлена, как минимум, двумя основополагающими факторами: Россия до сих пор является полинациональным государством, а Северный Кавказ представляет собой эпицентр многих межнациональных разногласий.

Исходя из этого, реструктуризация системы взаимоотношений между федеральным центром и северокавказскими политическими субъектами может играть значительную роль для регионального доминирования Москвы, а также для обеспечения ее территориальной целостности.

Северный Кавказ выступает в качестве уникального политического явления в рамках российской действительности.

Это, как правило, часть мусульманского мира: она патриархальна, строга и наиболее остро реагирует на любые изменения, создающие угрозу ее традиционному образу жизни. Такое особое положение региона складывалось в течение десятков веков.

Сейчас Москва является в роли ключевого административного центра Северного Кавказа. При этом в регионе не существовало ни одной проблемы, которая бы разрешалась без участия Москвы или не была бы с Москвой согласована.

Однако такая ситуация была до ингушских событий. Сейчас Ингушетия продемонстрировала свою способность к самостоятельному решению проблем, что объективно вызывает в Москве большую обеспокоенность, поскольку в действительности дает основания полагать, что в настоящее время нет устойчивой связи между федеральным центром и национальными окраинами, расположенными на территории Северного Кавказа.

Иначе говоря, Москва столкнулась с риском потери своего влияния на северокавказкие республики. И то, каким образом сейчас Москва будет выстраивать отношения с Северным Кавказом, имеет судьбоносное значение для дальнейшего развития национальной политики России.

На Северном Кавказе основными региональными фигурами являются Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария и Дагестан, и важная задача федерального центра состоит в том, чтобы обеспечить позитивное взаимодействие этих республик в системе федеративного устройства под эгидой Москвы.

У Кремля не будет надежной политической платформы в этом регионе до тех пор, пока не будет налажен конструктивный диалог между Москвой и северокавказскими республиками.

В случае нежелания федерального центра выстраивать отношения на паритетных началах последствия межнациональных конфликтов могут быть разрушительными и неконтролируемыми, и эти последствия, вероятно, будут усиливаться по мере формирования регионами-нациями Северного Кавказа мнения об обременяющей роли Москвы.

Так, игнорирование национальных проблем в северокавказских республиках может привести к появления огромных групп разочаровавшихся в политике федерального центра и все более негативно настроенных к Москве.

Существующий экономический кризис способствует еще большей радикализации социальных масс, среди представителей которых основным побудительным мотивом станет представление об ущемлении их национальных интересов.

Такой общественный негатив может послужить средством распространения на другие регионы России конфликтов на национальной и, помимо прочего, религиозной почве.

Массовые волнения, нестабильность и протестные акции могут содержать угрозу снижения влияния Москвы на южных окраинах.

Региональные факторы турбулентности, таким образом, будут влиять на корректировку политики федерального центра. Существуют объективные подтверждения того, что на территории Северного Кавказа потребность в федерализации заметно уменьшилась, и в ближайшей перспективе Москва будет вынуждена учитывать новые условия региональной действительности.

Такое развитие событий, скорее всего, не исключает эпизодических вооруженных конфликтов, но это может стать реальностью только в том случае, если федеральный центр будет стремиться навязывать Северному Кавказу роль региональной колонии России.

Чтобы этого избежать, Москве следует относиться к Северному Кавказу более уважительно и создать на южных окраинах такие условия, которые бы способствовали максимальньной реализации межнационального позитивного сотрудничества.

Денис КОРКОДИНОВ, специально для «ПОЛИТ.РУС».

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов