СТОЛИЦЫ РЕГИОНОВ ОБРЕТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

ПАВЕЛ САЛИН_135В качестве главного события уходящего года, с точки зрения местного самоуправления в региональных столицах, можно назвать то, что города де-факто стали полноценными и самостоятельными субъектами федеральной повестки.

Произошло это явочным порядком, на уровне дискурса, а не правовых норм. И не благодаря совокупности целенаправленных усилий каких-то игроков, а зачастую вопреки им.

Наоборот, региональные власти продолжали концентрировать усилия по встраиванию мэров в свою «вертикаль», а федеральный центр им в этом способствовал, пытаясь тем самым компенсировать назревающее в регионах недовольство уменьшением финансовых поступлений при одновременном повышении социальной нагрузки.

Однако, вопреки этому курсу, города (областные центры и некоторые другие крупные города регионов) стали полноценными субъектами федеральной повестки, той единицей, из которой складывается эта федеральная повестка.

Федеральная власть всё более чётко даёт понять, что удовлетворённость жизнью жителей крупных городов, прежде всего, региональных столиц, является для неё одним из индикаторов оценки деятельности губернаторов.

Одновременно в федеральную повестку всё более системно входит тема урбанистики, которая вышла за пределы Москвы и «акклиматизируется» на местах, по понятным причинам, прежде всего в центрах субъектов Федерации.

Субъектом массовой политики стал горожанин, а не просто россиянин. Этому способствует и сложная социально-экономическая ситуация в стране. Федеральная власть понимает, что население крупных городов является наиболее требовательным к качеству жизни, в отличие от более лоялистски и пассивно настроенных жителей отдалённой провинции, что, в случае чего, «рвануть» может именно там.

На жителей областных столиц обратили внимание и лидеры несистемной оппозиции, в уходящем году предпринявшие отчасти успешную попытку выйти за пределы аудитории городов-миллионников.

Региональные власти вполне адекватно осознают сложившийся тренд и пытаются продолжить политику «ассимиляции» элит областных центров за счёт упрочения контроля над мэриями.

Первый шаг значительной части назначенных в 2017 году «губернаторов-технократов», после подтверждения их полномочий на выборах, — замена мэров региональных столиц на своих протеже, либо, что встречалось реже, активизация диалога с действующими градоначальниками.

На первый взгляд, это приводит к позитивным последствиям, прежде всего, ликвидации традиционной для регионов конфликтной линии «губернатор — мэр регионального центра». Однако в перспективе ближайшего года-двух подобная ситуация приведёт к обострению политической повестки.

Жители крупных городов начнут предъявлять претензии не столько к мэрам, сколько к их патронам-губернаторам, что добавит «молодым технократам» проблем.

Таким образом, в интересах как новоназначенных губернаторов (а ротация губернаторского корпуса в наступающем 2018 году неизбежно продолжится), так и федерального центра — повышение уровня самостоятельности глав региональных столиц с целью канализации недовольства населения на муниципальном уровне.

Главный тест для губернаторов — «молодых технократов» в 2018 году, помимо организации президентских выборов, — как они пройдут между Сциллой курса на ужесточение «вертикали» в условиях экономической стагнации и неизбежно следующего за ней роста недовольства населения, и Харибдой локализации этого недовольства в крупных городах.

Павел САЛИН, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве России.

Источник: «Национальный рейтинг».

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов