Избирательная кампания 2016 года разворачивалась в условиях углубления экономического кризиса. Его социальные последствия еще не проявились в полном объеме — сказались силы социальной инерции.
Население в основном адаптировалось к ухудшению условий жизни, хотя усталость и растущая раздраженность давали о себе знать. Активных форм протеста пока нет, но если власти в поисках выхода из кризиса изберут сценарий «затягивания поясов», стихийных проявлений протестной активности, похоже, не избежать.
Сегодня благодушие летнего отдыха, сбор дачного урожая и радостные хлопоты школьного сентября пока что вытесняют тревожные экономические предчувствия и предвыборные дебаты. Отчасти поэтому создается впечатление, что граждане плохо информированы о выборах и не спешат проявлять свою активность.
Между тем, социологи указывают на то, что значительная часть населения — до 40% — информирована о предстоящих выборах, но пока не может определиться в своих партийных симпатиях. Увы, главная интрига этих выборов — такая же, как и всегда: борьба за голоса колеблющихся.
Однако в этом году такая борьба протекает по новым правилам. Вновь появились одномандатные округа. Это заметно оживило предвыборную борьбу и в целом способствует активизации электората, поскольку россияне по традиции предпочитают выдвиженцев с мест партийным спискам.
Еще одним новшеством стала новая — «лепестковая» — нарезка округов, соединившая в одном избирательном округе сельские и городские районы. Эта новая «нарезка» округов, независимо от замыслов ее устроителей, потребовала от кандидатов одинаково хорошо владеть сельской и городской проблематикой, уметь строить диалог с разными слоями населения.
Наконец, третье новшество — резко возросшая активность партии «Яблоко», которая не только обновила свой список кандидатов, но стала вести кампанию с подлинно всероссийским размахом. Все другие непарламентские оппозиционеры заметно отстают от партии Григория ЯВЛИНСКОГО. Вполне возможно, что «Яблоко» станет парламентской партией.
Свой сюрприз подготовила волгоградцам и «Единая Россия»: из ее кандидатского списка исчезли некоторые депутатские «долгожители», не баловавшие регион своим вниманием. В их числе и любитель экстремального антарктического туризма.
Сегодня среди кандидатов-«единороссов» доминируют представители конкретных территорий — городских и сельских районов области, что, конечно, повышает их известность и усиливает доверие волгоградцев.
Однако, всякий раз встречая на плакатах «Единой России» призыв двигаться вперед, избиратель, наверняка, задает себе вопрос: «А что ждет меня там, впереди?». И далеко не всегда ответ на этот вопрос бывает убедительным и оптимистическим.
Нельзя не сказать и о том, что все участники партийного предвыборного состязания в этот раз слишком долго раскачивались. Неслучайно, что у журналистов и экспертов создалось впечатление отставания и партий, и отдельных кандидатов от изменения настроений избирателей и стремительно меняющейся повестки дня.
Это в целом достаточно тревожное ощущение было ослаблено обоюдным консерватизмом: и «малые» парламентские партии (КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»), и сами избиратели были настроены на сохранение прежнего баланса сил и традиционное, привычное для обеих сторон голосование. Возмутители спокойствия из непарламентской оппозиции, похоже, были в явном меньшинстве.
Но долго ли сохранится ли эта мнимая стабильность? Уже осенью новый российский парламент должен будет принимать радикальные и во многом непопулярные решения. Депутатский корпус пройдет первую проверку на прочность, а избиратель узнает, насколько верным оказался его выбор 18 сентября.
Источник: Брифинг Клуба экспертов Нижнего Поволжья.