ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПЛОХИХ НОВОСТЕЙ ДЛЯ ВОЛГОГРАДА

АНДРЕЙ СЕРЕНКО_135В ближайшие десять-пятнадцать лет Волгоград столкнется с новыми вызовами и угрозами, которые будут обусловлены как результатами внутренней эволюции мегаполиса, так и внешними причинами.

На характер этих угроз заметно повлияет географическое положение Волгоградской области, граничащей с Казахстаном, а также пользующейся популярностью среди мигрантов из республик Центральной Азии и Южного Кавказа.

Террористические акты. Волгоград, как город-миллионник на юге России, является одной из приоритетных целей для радикального исламистского (джихадистского) террористического подполья, которое базируется в Дагестане, Чечне и других республиках Северного Кавказа.

Теракты 2013 года, совершенные дагестанскими боевиками-смертниками, показали способность террористов успешно противодействовать российским силовикам в Волгограде. Этот опыт будет оставаться еще долгое время сильным мотивом, побуждающим т.н. «Исламское государство»* (ИГИЛ, ДАИШ, ISIS) и другие международные джихадистские организации повторить в городе-герое на Волге 2013-й год.

Учитывая рост популярности джихадистских проектов и организаций среди радикальной северокавказской и центрально-азиатской молодежи, следует ожидать активизации в России террористического подполья в ближайшие несколько лет, в том числе — атак боевиков (включая смертников) на цели в Волгограде.

Инфраструктурный коллапс. Уже происходит стремительный распад городской индустриальной, коммунальной, транспортной, энергетической инфраструктуры, который способен привести к техногенной или экологической катастрофе. Изношенность инфраструктурных сетей в Волгограде превышает 70-80 и более процентов. Средств на их модернизацию в городском бюджете нет, отсутствуют также надежные инвесторы, способные взять на себя решение этой сложной задачи.

Руководство Волгограда демонстрирует устойчивую неспособность справиться с проблемой модернизации городской инфраструктуры. При таком развитии ситуации количественный рост числа аварий на городских коммуникациях неизбежно приведет к качественному инфраструктурному взрыву — крупномасштабной техногенной катастрофе с серьезными экологическими последствиями.

Деградация муниципального менеджмента. В Волгограде отсутствует эффективный и профессиональный управленческий корпус. Команды менеджеров, руководящих миллионным городом, на протяжении длительного времени формируются из случайных людей, не имеющих ни опыта, ни необходимых знаний. Отсутствует система подготовки и профессионального роста целевых управленческих кадров, знающих специфику Волгограда.

В дальнейшем это неизбежно приведет к частичной потере управляемости городом или его отдельными территориальными элементами (районами, микрорайонами, поселенческими анклавами).

Миграционный кризис. Появление сотен тысяч мигрантов и вынужденных переселенцев в ближайшее десятилетие на постсоветском пространстве очень вероятно. Оно будет связано с надвигающимся кризисом власти и государственности в республиках Центральной Азии, сменой руководства в Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Киргизии, угрозой вооруженных конфликтов в этих государствах (в том числе с участием религиозных радикалов) и связанными с этим потоками беженцев и вынужденных переселенцев.

Один из наиболее вероятных маршрутов будущей миграции будет проходить через российско-казахстанскую границу и затронет все российские регионы, граничащие с Казахстаном, в том числе Волгоград. Количество переселенцев и их состав будут зависеть от интенсивности вооруженных конфликтов в Казахстане и других центрально-азиатских республиках. Но готовиться следует к худшему.

Появление значительного числа беженцев может привести к межнациональным конфликтам уже на территории Волгограда (между коренным населением и мигрантами, а также между отдельными группами переселенцев).

Криминальные войны. Деградация муниципального управления, потеря доверия к органам власти и т.д. неизбежно повысят роль и влияние в городе криминальных сетей (организованных преступных группировок, в том числе этнических).

Представляется неизбежным их открытое столкновение в борьбе за контроль над Волгоградом или его отдельными территориями или сферами экономики (коммерческие рынки, поставки продовольствия, наркоторговля, распределение ограниченных бюджетных средств и пр.).

С появлением большого числа мигрантов следует ожидать попыток взятия их под контроль местными криминальными сетями. Все это может привести к уличным «бандитским войнам» — открытым вооруженным стычкам между боевиками конкурирующих криминальных групп, и, как следствие, к еще большей дестабилизации городской жизни.

Утрата Волгоградом символического статуса («смысла жизни») или статуса столицы региона. Отсутствие общегородской идентичности является, на мой взгляд, одной из важных проблем Волгограда. Попытка обрести ее через реанимацию брэнда «Сталинград» с присвоением городу-герою на Волге статуса столицы российского патриотизма, пока не завершилась успехом.

Волгоград все больше становится «восточным» городом, враждебным высоким смыслам и идеологиям, коктейлем из активных представителей различных национальностей, главными ценностями которых являются торговля, монетизация услуг, построение коррупционных сетей. Однако «восточный» статус не является конкурентоспособным в современной российской системе политических координат.

«Неотличимость» символического статуса Волгограда от других мегаполисов России при сохраняющейся деградации города лишает его символической ценности, и в случае очередной административной реформы, укрупнения регионов он вполне может быть присоединен к более успешным соседям. В этом случае Волгоград утратит также статус региональной столицы, что лишь усилит в нем системный кризис.

Распространение радикальных религиозных групп и сект. Нерешаемые властями проблемы социализации волгоградской молодежи, многонациональный состав населения, рост числа мигрантов, активность эмиссаров джихадистских террористических групп, занимающихся вербовкой новых сторонников и т.д. формируют специфическую ментальную среду, благоприятную для работы адептов религиозных сект и групп, в том числе радикальной направленности.

С появлением большого числа переселенцев из центрально-азиатских республик следует ожидать также массового проникновения в Волгоград носителей радикальных версий ислама, которые будут вербовать своих сторонников среди мигрантов и беженцев.

Можно ожидать успешной работы этих вербовщиков, так как переселенцы, встречаясь с естественной настороженностью коренного населения, а то и его враждебностью, будут пытаться объединиться под руководством неформальных харизматичных религиозных лидеров («шейхов»).

Варваризация городских сообществ.  Эта угроза связана со снижением качества образования и общей деградацией культурной среды Волгограда, а также с ожидаемым приростом плохо образованной молодежи из числа переселенцев из республик бывшего СССР.

Продовольственный кризис. Его угроза вероятна в случае массового притока в Волгоград переселенцев и беженцев из центрально-азиатских республик. В этом случае зависимость стремительно растущего городского населения от сетевых магазинов и цен на продовольствие станет особенно острой. Контроль над продовольствием и управление продовольственной логистикой станут стратегическими задачами органов власти и объектом экспансии криминальных групп.

Эпидемии. Распад городской инфраструктуры, связанной с утилизацией мусора и бытовых отходов, кризисом в системе городского здравоохранения, а также стремительный рост числа мигрантов и вынужденных переселенцев могут спровоцировать вспышки инфекционных заболеваний. С учетом жаркого волгоградского климата, распространение этих инфекций в миллионном городе будет происходить стремительно.

***

Вероятные угрозы Волгограду делают в ближайшей и среднесрочной перспективе приоритетными задачами для органов власти модернизацию системы управления мегаполисом с упором на формирование корпуса муниципальных служащих, способных эффективно работать в чрезвычайных ситуациях.

Необходимо также заняться более внимательно и масштабно разработкой стратегии миграционной политики в городе и регионе, национальной политикой и работой с диаспорами, а также работой с молодежными группами и сообществами. Важной задачей представляется мониторинг ситуации в приграничных с Волгоградской областью районах Казахстана.

Источник: Брифинг Клуба экспертов Нижнего Поволжья.

 

* — террористическая организация, запрещена в РФ.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов