БИЗНЕС НУЖДАЕТСЯ В АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИНСТИТУТАХ ПОДДЕРЖКИ

НАТАЛЬЯ КАРПОВА_135Качество взаимодействия бизнеса и власти — один из важнейших критериев оценки уровня экономического развития государства. Миру знакомы примеры как успешного такого взаимодействия, когда плотное и конструктивное сотрудничество частных бизнес-структур и государства способствовало укреплению экономики, так и неуспешного, когда бизнес в лице крупных корпораций и транснациональных компаний врывался во власть целыми олигархическими кланами, диктуя государству свои условия и подчиняя его интересы своим.

Национальная экономика в таком случае перестает быть приоритетной сферой жизни общества, утрачивая свою первостепенную социальную функцию: обеспечивать комфортную среду для жизни своих граждан, повышать уровень и качество жизни населения.

Разумеется, ни один, ни другой сценарий развития отношения между властью и бизнесом нельзя назвать правильным, однако, как показывает история, поиск золотой середины зачастую растягивается на десятилетия. Вполне возможно, что сменится еще не одно поколение, прежде чем экономисты-теоретики найдут идеальную формулу взаимодействия власти и бизнес-структур, которая бы органично вписалась в постиндустриальное  общество, к которому так желает отнести себя современная Россия.

Очевидно, что для того, чтобы вступить во взаимовыгодный симбиоз,  власть и бизнес должны преследовать общие цели. Здесь и кроется главная коллизия: никогда, ни при каком типе общественно-государственного устройства эти цели совпадать не будут.

И если интересы бизнеса просты и вполне логичны (извлечение максимальной прибыли, снижение налогового и административного бремени, противодействие переделу собственности, коррупции, как инструменту такого передела, лоббирование своих интересов во властных структурах опять же как способ извлечения максимальной выгоды), то интересы государства зависят от формы правления и типа общественно-политического устройства страны.

Чаще всего интересы государства, если речь идет о странах с демократической формой правления, заключаются в защите собственной территориальной целостности и суверенитета, формировании такой экономики, которая, с одной стороны, была бы конкурентоспособной, развитой, социально-ориентированной, а с другой — податливой к руке власти, гибкой и контролируемой.

В развитых странах значительную долю экономики составляют частные бизнес-структуры: крупные корпорации, частные промышленные предприятия, производства. Даже добыча и переработка ресурсов порой сконцентрирована в руках бизнеса.

Итак, бизнес и власть — это два игрока, и как в любой дуальной игре здесь необходим медиатор, «разводной», если можно так сказать. Свою эффективность в качестве таких медиаторов доказали такие ассоциации, как Торгово-промышленная палата (ТПП), Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), и общественные организации «Деловая Россия» и «Опора России», заявляющие о себе как посредниках в вопросах взаимодействия бизнеса и власти.

Однако в контексте меняющейся макроэкономической конъюнктуры есть смысл корректировать сферу влияния этих ассоциаций в пользу расширения их полномочий как арбитра в спорах власти и бизнеса.

Еще один вариант  — учреждение новых координационных форм, ситуативных, прикладных, способных решать краткосрочные, наиболее актуальные задачи. К примеру, если сегодня бизнес, в силу нестабильной финансовой ситуации, сталкивается с трудностями в кредитовании, есть смысл  создания на региональном уровне некоего банка потенциально перспективных инвестиционных проектов, которым бы власть оказала помощь в получении льготных коммерческих кредитов.

Здесь не обойтись без участия некоего поручителя, в ряде стран, в том числе России, функции такого поручителя выполняет омбудсмен, уполномоченный по правам предпринимателя. Однако сфера его деятельности сегодня несколько ограничена – чаще он всего лишь посредник между властью и бизнесом, а не лоббист интересов частников во власти.

Поэтому есть необходимость расширения института бизнес-уполномоченного – озвучивать проблемы и чаяния бизнеса чиновникам должен не один человек, а группа лиц. Это может быть некий координационный совет по развитию бизнеса в регионе, или свободное объединение инициативных людей, наделенных лоббистским потенциалом. Не будет ошибкой разместить такой пул бизнес-тьюторов на базе успешного, эффективного промышленного предприятия области.

Самое главное, чтобы такой координационный совет не стал частью исполнительной власти: он должен быть автономным, иначе есть риск сращивания, подчинения бизнеса власти. Такой вариант развития событий характерен для регионов с развивающейся экономикой, к которым относится Волгоградская область.

Наталья КАРПОВА, журналист.

Источник: «Брифинг Клуба экспертов Волгограда».

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов