«КАЗУС АХТУБИНСКА» РАСКРЫВАЕТ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДА

АЛЕКСАНДР СТРИЗОЕ

Интернет-опрос жителей Ахтубинска и Ахтубинского района Астраханской области, большинство участников которого высказалось за присоединение города и района к Волгоградской области, обращает нас в ряду тезисов (вопросов), которые время от времени овладевают умами и будоражат сознание не только волгоградского интернет-сообщества, журналистов и даже части элиты, но и достаточно широкой общественности.

Первый из них — тезис об абсолютной отсталости Волгограда, его непривлекательности и бесперспективности для построения карьеры и реализации жизненных планов. Навязанный массовой пропагандой этот тезис настолько прочно вошел в сознание части волгоградцев, что не позволяет объективно оценить нынешнее положение города, возможности, проблемы и трудности его жителей и даже превратился в своеобразное оправдание их пассивности и безразличия.

«Казус Ахтубинска» свидетельствует, что постоянно включенная в интернет-коммуникацию, наиболее активная и динамичная часть жителей малых городов и моногородов — а Ахтубинск является именно таким, — считает волгоградскую агломерацию (Волгоград и Волжский) своеобразным центром притяжения.

К слову, таким же центром притяжения миллионный Волгоград является для части жителей Волгодонска, а также Калмыкии.

Дело здесь не только в большей удаленности этих территорий и поселений от своих региональных центров (Астрахани и Ростова-на-Дону) но и в возможностях миллионного города, которые существенно выше соседних Астрахани, Тамбова, Ставрополя, Элисты, в менее жестких условиях конкуренции и адаптации приезжих, чем в других мегаполисах.

Понятен и второй тезис, о котором напоминает волгоградцам «казус Ахтубинска»: как создать Волгограду современный привлекательный в самых разных отношениях имидж.

Не вдаваясь в обсуждение всего комплекса проблем волгоградской имиджелогии, обратим внимание на один существенный момент.

Устойчивое и гармоничное развитие больших городов сегодня достигается вовсе не тогда, когда они, подобно Москве, «выкачивают» из окружающих их территорий активное и мобильное население, финансы и прочие ресурсы, а тогда, когда жители малых городов и сел, связывая с мегаполисом реализацию своих планов обучения, лечения, получения иных социальных благ и услуг, возвращаются в свои родные места, живут в них, регулярно посещая региональную столицу.

Это предполагает, во-первых, работу над позитивным имиджем не только регионального центра, но и всей области, а во-вторых, реальную поддержку малых городов, решения их проблем, развития транспорта и сети дорог.

Именно это может усилить социально-экономическую и культурную интеграцию с Волгоградом не только Ахтубинска, но и, например, Камышина и Урюпинска, жители которых в решении ряда проблем ориентированы на соседние областные центры.

Развитию малых городов Волгоградской области может способствовать программа создания максимально приближенных к производителю предприятий по переработке сельхозпродукции, о федеральном финансировании которой договорился в прошлом году волгоградский губернатор Андрей БОЧАРОВ.

Региональное отделение «Единой России», равно как и Волгоградская областная Дума, только упрочили свои позиции в системе власти и управления, если бы приняли и реализовали комплексную программу развития малых городов области.

Понятно, что превращение Волгограда в динамично развивающийся город, насыщенный современным высокотехнологичным производством, статусными центрами науки и культуры значительно усилит его притягательность для жителей соседних регионов и мигрантов.

Новый волгоградский губернатор, выдвинув лозунг превращения Волгограда и области в регион государственного значения, реализует курс на его форсированное развитие. Одним из средств повысить статус региона в масштабах России может стать изменение административных границ Волгоградской области, включение в ее состав территорий, фактически уже интегрированных с ней социально-экономически.

Этот вопрос уже не раз обсуждался в региональных СМИ, особенно в начале 2000-х годов, когда была популярна идея общероссийской административной реформы, связанной с укрупнением регионов и сокращением числа субъектов Федерации.

Именно тогда на новой административно-территориальной карте России вместо Волгоградской и Астраханской областей появился новый субъект — Нижняя Волга.

Создание единого для двух областей субъекта Федерации с административным центром в Волгограде и предоставлением Астрахани особого статуса приблизило бы новый регион к Ростовской области и Краснодарскому краю по экономическому потенциалу, населению, облегчив в ряде случаев управление в рамках Южного федерального округа (ЮФО).

С другой стороны, это объединение упростило бы реализацию глобальных транспортных проектов, связывающих Европу, Европейскую Россию со Средней Азией, Азербайджаном, Ираном и другими странами Востока.

Если от геополитических масштабов перейти к локальным, то включение Ахтубинска и окрестных территорий в состав Волгоградской области облегчает реализацию проекта создания на базе первого советского космодрома Капустин Яр российского национального музея авиационной и ракетно-космической техники и превращение его в центр туризма и патриотического воспитания.

Открываются также новые возможности для экологически ориентированного развития Волго-Ахтубинской поймы, пригородной зоны Среднеахтубинского и Ленинского районов Волгоградской области.

Так или иначе, но случившийся в начале года «казус Ахтубинска» — хороший повод задуматься власти, элите и общественности Волгограда об имеющихся, но еще неиспользованных резервах развития, как самого регионального центра, так и малых городов и сельских территорий, о том, чтобы наступивший 2015 год не пришлось вспоминать как год упущенных возможностей.

Источник: Брифинг Клуба экспертов Волгограда.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов