АВТОМОБИЛЬ ВНОВЬ СТАНОВИТСЯ РОСКОШЬЮ

АВТО

Доля автокредитов от общего числа проданных автомобилей достигла в 2014 году максимально низкого уровня за последние 4 года, а просроченная задолженность по ним продолжает свой рост, — таковы неутешительные данные экспертов. На решение сограждан отложить на неопределенный срок приобретение нового автомобиля повлиял рост цен новые иномарки и увеличение суммы первоначального взноса – на фоне масштабного снижения уровня доходов населения.

Рынок кредитования физических лиц (без учета ипотеки) с начала текущего года показывает непрерывное снижение темпов роста. Так, по данным Центробанка РФ, на 01.10.2014 года банками было выдано населению 11,07 трлн рублей, это минимальный показатель по увеличению кредитного портфеля с посткризисного времени — всего +17% за год.

Данная негативная тенденция не обошла стороной и рынок автокредитования. Так, с января по октябрь 2014 года банки выдали не более 675 тысяч автокредитов, что на 15% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Доля автокредитов в общем объеме автопродаж снизилась на 25% и на данный момент составляет не более 38% (в 2013  году она была на уровне 50%, в 2012 году — 45%, в 2011 году — 40%). Таким образом, сейчас на рынке мы наблюдаем максимально низкий показатель за последние 4 года.

Если макроэкономическая ситуация в стране в ближайшее время существенным образом не изменится в положительную сторону, то можно прогнозировать, что доля кредитных автомобилей продолжит снижаться и уже в 2015 году этот  показатель опустится до отметки 30-35%.

По мнению многих аналитиков финансового рынка, сложившуюся на российском рынке ситуацию можно объяснить рядом объективных причин.

Во-первых, в отличие от текущего года в прошлом, 2013 году, действовала программа Минпромторга по стимулированию продаж в кредит автомобилей, по которой предоставлялась существенная скидка к процентной ставке, из-за чего, в том числе, росла заинтересованность граждан в автокредитах. В 2014 году эта программа прекратила свое действие, что непосредственным образом сказалось на снижении количества автомобилей, приобретенных в кредит.

Во-вторых, на рынке автопродаж последние несколько месяцев наблюдается заметное перераспределение интересов потенциальных покупателей в сторону подержанных автомобилей.

Многие россияне вообще приняли решение отложить на неопределенный срок приобретение нового автомобиля. Этой осенью предпочтение отдавалось вложению имеющихся накоплений в покупку недвижимости, в том числе, и с помощью ипотечного кредитования, а также формированию сбережений.

Кроме того, необходимо также учесть, что на падение рынка автокредитования повлияло и то, что банки на фоне общей закредитованности населения и роста уровня просроченной задолженности по платежам повысили ставки и на автокредиты, а также увеличили первоначальные взносы — в среднем процент по кредитным программам вырос на 2-3%, а ставка первоначального взноса повысилась на 10%.

Также стоит отметить, что сегмент кредитования автомобилей изначально подразумевает залог (в качестве которого непосредственно выступает сам автомобиль), однако в отличие, например, от квартиры, машина теряет в цене каждый месяц и при реализации предмета залога в случае дефолта заемщика кредитор получит максимум 50-60% от суммы ранее выданного кредита, что делает данный сегмент кредитования менее привлекательным для банка с точки зрения его надежности.

Средний размер автокредита составляет сегодня  в среднем 546,9 тысячи рублей, что на 11% больше, чем годом ранее. Основная причина — рост стоимости самих автомобилей, особенно это касается машин иностранного производства.

Однако, несмотря на то, что рынок автокредитования замедлил свой рост, просроченная задолженность в данном сегменте продолжает увеличиваться. На 01.11.2014 года просрочка составила 56,73 млрд рублей, рост с начала года — более 35%.

По итогам года данный показатель может составить около 59 млрд рублей, что будет означать ее годовой прирост в размере 40,4%. Это рекордное увеличение за последние 3 года — в период 2012-2013 г.г. ежегодный рост не превышал 25%.

Очевидно, что при текущем уровне закредитованности заемщикам все сложнее соблюдать платежную дисциплину (средний показатель по стране составляет 1,7 кредита на должника (в прошлом году 1,4), максимальный — 17-20 просроченных кредитов разным банкам у одного заемщика).

Увеличилась и доля граждан, обслуживающего одновременно несколько кредитов, равно как и выросла доля ежемесячного дохода, которая идет на их оплату (сегодня показатель DTI (отношение долга к доходам) порой достигает 45% (критическим считается показатель в 50%).

Ухудшение платежеспособности населения в данном сегменте кредитования  легко подтверждается и сроком выхода на первую просрочку. Если год назад средний заемщик переставал обслуживать кредит за купленный автомобиль через 24,4 месяца (или через 2 года), то сейчас этот показатель 14,9 месяца (или 1,2 года) — то есть всего за 1 год платежеспособность населения в данном сегменте кредитования снизилась практически в 2 раза.

Еще раз стоит отметить, что сейчас банки как никогда озабочены своими финансовыми показателями, поэтому в отличие от предыдущих лет кредиты на покупку автомобиля они выдают более осторожно, внимательно оценивая заемщика и стараясь минимизировать свои риски. Кроме того, кредиторы в разы повысили свои требования к кредитной истории заемщика и его финансовому положению.

Следствием общего роста объема просроченной задолженности по автокредитам является и увеличение данного сегмента в портфеле коллекторских агентств. На сегодня на долю автокредитов приходится около 15%, в 2012 году данный показатель был на уровне 10%, в 2011—– 4,4%, в 2010 — 2,1%, 2009 — 1,2%.

Значительный рост демонстрирует и средний размер задолженности в данном сегменте: в 2012 году — 226,4 тысячи рублей, в 2013 году — около 323,1 тысячи рублей, в 2014 году —385,9 тысячи рублей.

Данная динамика связана с увеличением роста ставок кредитования в России — в среднем они сейчас составляют 16% (в 2013 — 13%), а также с ростом цен на сами автомобили. Средневзвешенная цена легковых автомобилей в России выросла с начала года на более чем 9% до 990 тысяч рублей, что является рекордным показателем за всю историю наблюдения за авторынком.

ЕЛЕНА ДОКУЧАЕВА_135Президент коллекторского агентства Sequoia Credit Consolidation Елена ДОКУЧАЕВА:

— Рост просроченной задолженности в сегменте автокредитования обусловлен тем, что на фоне снижения темпов роста рынка кредитования происходит вызревание просроченной задолженности по кредитам, выданным в 2012-2013 года, когда банки следовали более либеральной политике выдачи кредитов.

Сейчас многие банки изменили стратегию выдачи, и качество портфеля «молодых кредитов» заметно улучшилось. Также произошли изменения и в работе с просроченной задолженностью — к нам в работу стали поступать долги на более раннем сроке просрочки.

Такие изменения дают возможность коллекторам работать не только на этапе взыскания полной суммы выданного кредита, но и возвращать заемщиков в график платежей, предотвращая дефолт и сохраняя клиента для банка.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов