ПРОДАЖИ НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПАДАЮТ, ДОЛГИ ПО АВТОКРЕДИТАМ РАСТУТ

SALE_AUTO

Традиционно сезон весна-лето на протяжении последних лет у россиян был временем покупки нового автомобиля. 2014 год стал исключением и ознаменовался резким снижением спроса на новые машины — продажи падают каждый месяц. Так, по данным «АвтоСтат», по итогам первых пяти месяцев рынок упал на 12%, по итогам года ожидается падение минимум на 8%.

Однако столь удручающая ситуация оказала свое положительное влияние на рынок продаж подержанных автомобилей как за наличные, так и в кредит, — ожидается, что рост в данном сегменте составит около 10% по отношению к прошлому году. Сложившуюся ситуацию можно объяснить рядом причин.

Рынок купли-продажи подержанных автомобилей развивается циклически: чем больше новых автомобилей было куплено, тем больше появится на рынке через 3-5 лет (именно такой средний возраст авто в России). Следовательно, сейчас на вторичном рынке представлены машины 2009-2011 года, когда был зафиксирован рост продаж новых машин.

Данная причина является традиционной и вполне ожидаемой, в свою очередь, столь резкому росту рынка б/у именно в этом году поспособствовало увеличение стоимости новых автомобилей (в 2014 году подорожание может составить более 15% к уровню прошлого года). Поэтому россияне вынуждены рассматривать предложения на «вторичке», где цены растут в разы медленнее (не более 7% в год).

Еще одним фактором стало завершение государственной программы субсидирования потребительских кредитов на покупку новых автомобилей, которая действовала в прошлом году и распространялась на автомобили стоимостью не выше 750 тысяч рублей.

По итогам 2014 года ожидается, что на территории России будет зарегистрировано более 6,1 млн подержанных автомобилей (в 2013 — 5,6 млн, в 2012 — 5,4 млн). Вместе с продажами машин на вторичном рынке растет и спрос на заемные средства для осуществления покупки.

Если в 2012 году в кредит покупалось не более 14% машин с пробегом, в 2013 году — уже 15%, то в 2014 году прогнозируется увеличение доли до 18%.

Рост востребованности кредитов на подержанные автомобили вполне объясним: многие россияне стали отдавать себе отчет в том, что выезжая из ворот автосалона, машина тут же теряет в цене 15-40% в зависимости от марки и модели, и, чем дороже авто, тем больше потери в относительном выражении. Поэтому покупка 2-3-летнего авто (как правило, иностранного производства) в хорошем состоянии в кредит является для многих оптимальным вариантом: сумма заемных средств меньше, ежемесячный платеж в разы отличается от выплат за новый, срок кредита в среднем 3 года против 5 лет на автомобиль с «нулевым» пробегом.

Нельзя также не учитывать и менталитет существенной части россиян, для которых статусная машина, пусть даже и не новая, является одним из предметов жизненной необходимости, а позволить себе новую у них не хватает материальных средств, а банки не рискуют, особенно сейчас, кредитовать таких заемщиков на большие суммы, превышающие 1 млн рублей.

Как показывает статистика, наиболее часто на вторичном рынке покупают именно в кредит автомобили иностранного производства стоимостью выше 600 тысяч рублей: Volkswagen Passat, Mercedes-Benz С-класса, BMWX5, Toyota Camry. Стоит заметить, что цена новых машин данного класса варьируется от 1 до 4 млн рублей.

Практика продажи подержанных авто в кредит весьма распространена и пользуется большим спросом на Западе, где банки активно выдают ссуды на такую покупку, ведь у любого транспортного средства есть стоимость — следовательно, предмет залога присутствует. В свою очередь, российский заемщик зачастую отдает предпочтение не специальному предложению от банка в сегменте автокредитования, а пользуются обычным потребительским кредитом (деньги наличными).

В первую очередь, это связано с тем, что беря именно автокредит, пусть и на поддержанный автомобиль, заемщик обязан оформить КАСКО, стоимость которого составляет в среднем 10% от стоимости ТС.

Безусловно, с ростом рынка кредитования подержанных авто растет и объем просроченной задолженности — по итогам первого полугодия 2014 года данный показатель составит более 7,3 млрд рублей против 5,2 млрд рублей за аналогичный период прошлого года (+42%).

На сегодня доля просрочки в данном сегменте составляет 2,9% (в прошлом году — 2,7%). Напомним, что по новым ТС на долю задолженности приходится 4%.Увеличение просроченной задолженности связано с рядом макроэкономических факторов: ухудшение финансового положения населения в 2014 году (доходы населения выросли всего на 3,3% при росте инфляции более 7%), ростом безработицы (5,2% против 4,9% в 2012 году).

Населению стало сложнее соблюдать платежную дисциплину на фоне роста обшей закредитованности (средний показатель по стране составляет 1,3 — 1,4 кредита на должника, максимальный — 17 просроченных кредитов разным банкам).

Кроме того, увеличилась в среднем доля ежемесячного дохода, которая идет на их оплату (показатель DTI — отношение долга к доходам). Если в прошлом году она была на уровне 35-40%, то сейчас в отдельных сегментах необеспеченного розничного кредитования она находится на уровне 45% (критическим считается показатель в 50%).

Среди проблемных регионов, в которых процент задолженности выше, чем у остальных, числятся Кемеровская, Московская, Новосибирская, Ростовская и Свердловская область, а также Татарстан и Краснодарский край. В свою очередь, Москва и Санкт-Петербург лидируют по данному показателю в сегменте новых авто.

Следствием ухудшения ситуации с платежеспособностью и закредитованностью населения, более внимательного подхода банков к вопросу просрочки является увеличение данного сегмента в портфеле коллекторских агентств.

На сегодня на общую долю автокредитов приходится около 14% (из них на б/у — 3%), в 2012 году данный показатель был на уровне 10% (из низ б/у — 2,1%).

Президент коллекторского агентства Sequoia Credit Consolidation Елена ДОКУЧАЕВА:

— Рост просроченной задолженности в сегменте автокредитования обусловлен тем, что на фоне снижения темпов роста рынка кредитования (28,5% в 2013 году против роста в 40,4% по итогам 2012 года) происходит вызревание просроченной задолженности по кредитам, выданным в 2012- начале 2013 года, когда банки вели менее жесткую политику выдачи кредитов.

Сейчас многие банки изменили стратегию выдачи и качество портфеля «молодых кредитов» заметно улучшилось. Такие изменения дают возможность коллекторам работать не только на взыскание денежных средств, но и увеличивают вероятность взыскания большей суммы за счет реализации транспортного средства, что особенно актуально, когда речь идет уже далеко не о новом автомобиле.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов