ДМИТРИЙ ОРЛОВ: «СЕРГЕЙ БОЖЕНОВ СТАЛ ПЕРВЫМ, КТО ЛИКВИДИРОВАЛ НАПРЯЖЕННОСТЬ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ОБЛАСТЬЮ»

Агентством политических и экономических коммуникаций/АПЭК проведен анализ ситуации в Волгоградской области за 11 месяцев 2012 года. О том, с какими трудностями столкнулся действующий губернатор, и каковы основные достижения его работы рассказал генеральный директор АПЭК, член Общественной палаты РФ, политолог Дмитрий ОРЛОВ.

— Дмитрий Иванович, чем заслужили ваш интерес Волгоградская область и губернатор Сергей БОЖЕНОВ?

— Подготовленный нами доклад «Ситуация в Волгоградской области и политика губернатора Сергея БОЖЕНОВА» — результат большой работы специалистов моего агентства и коллег в регионе. Думаю, что с учетом того, что региональной политике и выборному процессу сейчас уделяется достаточно большое внимание и региональной, и федеральной властью, это будет первый и, на мой взгляд, достаточно удачный, но не последний материал.

С момента назначения Сергея БОЖЕНОВА на пост губернатора Волгоградской области прошло 11 месяцев. Мы постарались ответить сразу на несколько вопросов: что характерно для взаимоотношений губернатора с федеральным центром, с какими ограничениями и проблемами пришлось ему столкнуться, какова структура групп влияния и бизнес-групп в регионе, кто и с какими результатами противостоит политике губернатора, каков дальнейший вектор развития Волгоградской области.

— Прежде всего вы оценивали условия прихода Сергея БОЖЕНОВА в Волгоградскую область. Расскажите, к каким выводам пришли сотрудники АПЭК, анализируя причины смены власти в регионе?

— На наш взгляд, к декабрю 2011 года кризис власти в Волгоградской области достиг апогея. И думские выборы, которые прошли, практически подвели черту под двухлетним правлением Анатолия БРОВКО. Ясно, что выборы федеральные либо местные — это индикатор влияния власти в регионе. Если результат «Единой России» всего 35% — конечно, это крайне негативная оценка населением той политики, которая проводилась.

Показательно, что региональную элиту не спасло даже то, что известный авторитетный политик Виктор ЗУБКОВ возглавил список «Единой России», а не губернатор, как в большинстве регионов России. Доверие жителей региона к главе Анатолию БРОВКО снизило и то, что окончательные итоги выборов подводились несколько раз в течение трех дней.

Это негативная стилистика, которая была свойственна в декабре прошлого года не только для Волгоградской области. Никогда такого рода события и эксцессы не укрепляли имидж и влияние власти. За время пребывания у власти управленческая репутация предыдущего губернатора серьезно пострадала от случайных назначений в администрации и громких судебных разбирательств. Фактически имидж чужака, который сформировался, так преодолен и не был. И при этом старая гвардия из окружения губернатора Николая МАКСЮТЫ оказалась не у дел.

К тому же мы видим несколько историй: с ГСМ, с вице-губернатором по внутренней политике Федором ЩЕРБАКОВЫМ и с чередой отставок глав муниципалитетов, главной из которых стала отставка мэра Волгограда Романа ГРЕБЕННИКОВА.

В общем, ситуация накалялась, и эскалация различного рода конфликтов была налицо, включая также конфликты власти и силовых структур.

Взгляд мой и специалистов на ситуацию в Волгоградской области в известном смысле является внешним, и это нам позволяет некоторые процессы оценивать дистанционно. Может быть, видеть более выпукло все большое на расстоянии.

Я хотел бы сказать, что к концу правления Анатолия БРОВКО Волгоград и область оказались втянуты в систему принудительной эскалации долговой зависимости в сфере ЖКХ и энергопотребления. Фактически механизм искусственного накопления долгов был создан около 10 лет назад и создан с помощью экономически необоснованных, как правило, заниженных, так называемых, кривых тарифов. Создается задолженность коммунальных операторов: сначала МУПов, потом управляющих компаний — перед поставщиками ресурсов.

При этом контроль за подавляющим большинством управляющих компаний осуществляется либо чиновниками, либо депутатами, либо представителями силовых структур. И вот эти проблемы к концу 2011 года чрезмерно усилились и обострились. И в общем отставку предыдущего губернатора ждали.

— Как лично Вы в целом оцениваете политику, проводимую БОЖЕНОВЫМ?

— На внешний взгляд, Волгоградская область уже порядка 15 лет живет в состоянии войны всех против всех. Сформировался стиль взаимоотношений достаточно агрессивный с перекрестными интересами различных групп. Даже иногда противостояние и очень острые конфликты возникают не из-за конкретных интересов, а в силу психологических, этических проблем.

Оптимизация управления с приходом Сергея БОЖЕНОВА совершенно очевидна. Это и внесение изменений в устав региона, и создание правительства Волгоградской области, и ставка на профессионалов, волгоградских и иногородних — все это характеризует первые шаги губернатора БОЖЕНОВА как достаточное эффективные.

Итоги президентских выборов позволяют говорить о росте доверия к власти и стабилизации политической ситуации. Результат на выборах президента известен: более 64%. Эта тенденция была продолжена в сентябре в Михайловке и закрепилась в единый день голосования.

Если бы был один такой прецедент, то о тенденции мы бы не могли говорить, но последовали несколько значимых событий на электоральном поле. И состоялись они всего через три месяца после парламентских выборов. Это очевидные политические победы, и одержаны они были именно при Сергее БОЖЕНОВЕ.

При этом, несмотря на преимущества «Единой России», БОЖЕНОВ вступает в диалог с региональными парламентскими лидерами, находит с ними точки соприкосновения. Я характеризовал бы вообще систему взаимоотношений и диалогового формата, которую выстроил БОЖЕНОВ, как «атаман и казачий круг». С одной стороны здесь есть авторитет, жесткость, сила, а с другой — способность к диалогу.

По принимаемым решениям и реализуемым действиям нового губернатора, по тому, как реализуется взаимоотношение губернатора с федеральным центром, становится ясно — ставка федерального центра сделана именно на БОЖЕНОВА. Спустя полгода работы в Волгоградской области он был включен в состав президиума Госсовета, а еще через месяц в совет по развитию местного самоуправления. Все это не может не свидетельствовать о достаточно высоком доверии Кремля.

Индикаторами роста влияния БОЖЕНОВА становятся и рейтинговые продукты влиятельных аналитических центров. Динамика везде позитивная. Кроме того, позитивную роль сыграло присвоение Волгоградской области долгосрочного рейтинга международным рейтинговым агентством Fitch. Вообще, на мой взгляд, Волгоград стал форпостом новой политики Кремля на Юге России, политики доверия.

— С какими проблемами пришлось столкнуться БОЖЕНОВУ в экономической и политической сфере в нашем регионе? Эффективны ли предпринимаемые им попытки их разрешить?

— В экономической политике губернатору БОЖЕНОВУ пришлось столкнуться с целым рядом вызовов. Главный — это, конечно, бюджетный вызов. Я считаю, что в Волгоградской области была серьезная проблема, которая сохранялась до самого недавнего времени — это популистское позиционирование бюджетов как социальных. Это вело не к развитию, а к накоплению и росту долгового бремени.

Напомню, что за три посткризисных года, с 2009 до конца 2011 года, долг Волгоградской области вырос более чем в три раза. И только сейчас при БОЖЕНОВЕ начал сокращаться. Бюджет, конечно, очень напряженный. И я думаю, заявление о сокращении расходов бюджета и те конкретные действия, которые областная администрация принимает — это меры жесткие, но необходимые при сохранении социальных приоритетов.

Вызовом для БОЖЕНОВА стала ситуация с региональным сельским хозяйством. Засуха стала сильным негативным фактором, который затормозил развитие сельского хозяйства региона, но известно, что в Министерстве сельского хозяйства согласовывается сумма компенсаций, известны компенсационные решения, которые приняты на региональном уровне.

Тяжелое состояние дорожной инфраструктуры. Очевидно, что губернатору, который заявил о стремлении решить эту проблему, фактически был брошен дорожный вызов. Областная администрация столкнулась с коррумпированностью системы городской власти, с проблемами исполнений поручений, с неготовностью к действиям. Пришлось принять решение даже о строительстве новых асфальтовых заводов.

Коммунальный кризис также стал жестким вызовом, потребовавшим вмешательства губернатора. Ситуация обострилась в сентябре-октябре. Я полагаю, что ситуацию удалось разрешить только благодаря тому, что губернатор стал действовать в «ручном» режиме. То, что горячая вода в Красноармейский район после трехмесячного перерыва была подана, — это тоже следствие вынужденных решений Сергея БОЖЕНОВА.

На мой взгляд, главная характеристика социально-экономической политики нового губернатора — это оздоровление. Оздоровление в сфере долговой зависимости: за последние несколько месяцев долг уменьшился на 1,5 млрд рублей. Оздоровление в сфере инвестиций: приток инвестиций оказался очень существенным.

Позитивную динамику показывает волгоградская промышленность: за девять месяцев индекс составил 104,1 %, тогда как по Российской Федерации — 102,9%. Причем, в целом ряде базовых отраслей рост достаточно высокий.

Вообще, инвестиционный меморандум, внимание к привлечению инвестиций и начавшийся приток – это очень разумная политика в условиях очевидного недоинвестирования региона. Я думаю, что экспозиция на ежегодном осеннем инвестиционном форуме в Сочи Волгоградской области была удачной потому, что 27 млрд рублей (5% валового регионального продукта) — это значительный объем.

Кроме того, главным признаком оздоровления стало то, что в Волгоградской области сформирован позитивный климат для развития предпринимательства. 97 тысяч человек — численность работников малых предприятий.

Но главное: за первое полугодие общий объем оборота малых предприятий в регионе с учетом индекса потребительских цен увеличился на 68,8%. Это огромный показатель за столь небольшой период времени. По статистике, это — лучший результат в стране.

У губернатора Волгоградской области есть ставка на имиджевые проекты: на чемпионат мира по футболу, на краткосрочный инвестиционный проект, связанный с празднованием 70-летия победы под Сталинградом — это разумная, адекватная ставка, которая позволяет усилить инвестиционный процесс. По состоянию на октябрь объем инвестиций в регион вырос на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Я думаю, что эти 120 млрд инвестиций — лучший показатель, который характеризует экономическую политику.

— Как Вы полагаете, удалось ли губернатору БОЖЕНОВУ консолидировать региональные элиты, которые на протяжении многих лет живут в состоянии «все против всех»?

— Опасение региональной административной элиты по поводу прихода БОЖЕНОВА не оправдались. Эффективным специалистам было найдено место, сохранены рабочие места. Тот же Николай МАКСЮТА остался фактически в команде.

На мой взгляд, БОЖЕНОВ становится первым за долгие годы губернатором, который ликвидировал постоянную напряженность между областной и городской властью. Было много конфликтных линий, очевидных для экспертного федерального сообщества: МАКСЮТА — ЧЕХОВ, МАКСЮТА — ИЩЕНКО, МАКСЮТА — ГРЕБЕННИКОВ, БРОВКО — ГРЕБЕННИКОВ. Они приучили местную элиту к невозможности существования в других условиях. Теперь у Волгограда есть и.о. сити-менеджер, есть глава города, с которыми, по крайней мере, нет конфликтов.

Фактически, областная власть задает основные рамки для деятельности городской и контролирует ее эффективность. Здесь и ремонт дорог, и решение вопросов по нехватке детских садов, и решение ряда вопросов по подготовке к зиме.

Противоречия внутри самой городской власти сохраняются. Проблемной является ситуация в городской думе. Представительный орган работает уже при третьей городской и областной власти, и многие из депутатов занимают выжидательную позицию, что естественно. Те эксперты, которые характеризуют думу как потерянный созыв — не далеки от реальности.

— К каким выводам в результате исследований пришли Вы и ваши специалисты?

— Краткие выводы таковы: Волгоград встретил губернатора реальным кризисом: экономическим кризисом, кризисом в элитах, кризисом доверия. Столкнувшись с бюджетным, дорожным, аграрным, коммунальными вызовами, БОЖЕНОВ показывает, что он не уходит от них, а решает их. Он показывает себя эффективным управленцем, способным принимать решения и находить выходы из ситуаций. Губернатор привлекает в регион инвестиции, призванные развить экономику. Однако сегодня собственных сил у области для выхода из кризиса не хватит, и для этого необходима поддержка федерации.

Помимо объективных экономических проблем БОЖЕНОВ сталкивается с интересами многочисленных групп региональной элиты. Общий язык найден почти со всеми, однако на пути эффективного взаимодействия возникают конфликты различной степени интенсивности. Они были, сохраняются и сохранятся. Конфликт — суть политики. Одно из неоспоримых достижений работы Сергея БОЖЕНОВА — возвращение доверия населения к власти.

Ангелина ОРЕШКИНА, V1.ru.

 

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов