ИРИНА ГУСЕВА: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПОЗВОЛИТ СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ БОЛЕЕ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫМ»

Введение новых стандартов обучения в старших классах российских школ обсуждалось с 2010 года. И вот в ближайшее время Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего (полного) общего образования вступит в силу. Апробация нового стандарта в российских школах начнется с 2013 года по мере их готовности к этому. Столь значимый для каждой семьи нормативный документ комментирует председатель комитета Волгоградской областной Думы по социальной политике, Почетный работник общего образования РФ Ирина ГУСЕВА:

— Я внимательно изучила принятый стандарт и не согласна с его критиками, утверждающими, что многие из образовательных услуг, которые сейчас бесплатно оказываются, будут осуществляться за деньги. В школах в рамках государственных образовательных стандартов предусмотрено финансирование за счет бюджета основной образовательной программы. В нее входят все обязательные школьные предметы.

В утвержденных стандартах сейчас жестко зафиксировано количество часов, которое в школе будет бесплатным для учеников — не более 2 590 часов за 2 года обучения. Сейчас старшеклассники учатся 36 часов в неделю. По новому стандарту будет на час больше —  37.

Это изменение согласовано с санитарной службой, в чьем ведении установление максимально допустимой нагрузки на учеников. Государство гарантировало, что за 37 уроков в неделю платить не надо. Стандарт также фиксирует объем внеурочной деятельности в объеме 700 часов за два года обучения, что можно только приветствовать.

Новый стандарт устанавливает государственные гарантии того, что учитель в обязательном порядке должен преподать ученику. Вводится «принцип двух ключей», по которому выбираются обязательные для изучения в старшей школе предметы.

Первый ключ — это шесть общих предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история или Россия в мире, обеспечение безопасности жизнедеятельности, физическая культура. Их нельзя не выбрать. На углубленном, на базовом ли уровне, но все они должны быть освоены.

Второй ключ — обязательно должен быть выбран по одному предмету из шести образовательных областей: Филология, Иностранные языки, Общественные науки, Математика и информатика, Естественные науки, Физкультура, экология и ОБЖ.

Среди этих областей, например, есть область «Естественные науки». Из этой области обязательно должен быть выбран хотя бы один предмет — физика, химия, биология или естествознание.

Само собой разумеется, что помимо этого можно будет выбрать профиль обучения или сформировать индивидуальную образовательную программу в соответствии с собственными склонностями и интересами. Для этого требуется выбрать 9-10 предметов.

У нас сейчас очень многоукладная старшая школа. Возможность выбрать профиль и его изучать в 10-11 классах в стране имеет только треть ребят. Стандарт задает такую структуру, при которой такие возможности появятся, по оценке экспертов, у 80% ребят.

У них будут три варианта: выбрать универсальный профиль (это всего по чуть-чуть); выбрать какой-то конкретный профиль: естественнонаучный, гуманитарный, социальный, экономический, технологический; либо — выбрать индивидуальный учебный план. Это в том случае, например, когда старшеклассник заинтересован углубленно изучать и литературу, и математику.

Еще одно новшество — появление к 2020 году обязательного ЕГЭ по иностранному языку. Хотя это положение вызывает у меня некоторые опасения: не каждый человек имеет способности к обучению языкам. Уверена, что данное положение требует еще обсуждения и апробации. Но это, по всей видимости, прогрессивная мера.

Также важным в новом стандарте считаю появление индивидуального проекта. Как показывает опыт, детям это интересно. И навыки развиваются полезные: индивидуальный проект предусматривает формирование навыков разработки, планирования и рационального использования своего времени. В итоге это напрямую способствует повышению ответственности ученика.

Сейчас установлено, что обучение в форме индивидуального проекта может быть на разных предметах или в их комбинации. Например, можно сделать проект по естествознанию, где часть исследования ребенок посвятит физике, часть биологии, часть химии. Это также позволит приблизить школьные знания к решению конкретных проблем, сделать образование в старшей школе более индивидуализированным, что так важно в наш век динамичного развития.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов