АЛЕКСЕЙ ОРЛОВ: «НЕ БЫВАЕТ ЧИНОВНИКА, ПОЖИЗНЕННО ПРИКРЕПЛЕННОГО ШУРУПАМИ К СВОЕМУ КРЕСЛУ»

АЛЕКСЕЙ ОРЛОВ

Глава Республики Калмыкия Алексей ОРЛОВ 9 октября отметил юбилей — Алексею Маратовичу исполнилось 50 лет. А 24 октября грядет еще одна важная дата — год с момента вступления Алексея ОРЛОВА в должность главы Республики Калмыкия. О том, что уже удалось достичь и каковы планы по модернизации степной республики — в интервью Алексея ОРЛОВА, которое он дал главным редакторам газеты «Российская Калмыкия» и экспертно-аналитической сети PolitRUS.com.

— Алексей Маратович, Ваш собственный юбилей почти совпадает с годовщиной пребывания в должности руководителя республики. По Вашим ощущениям, как прошел этот год в плане реализации того, что вы намечали? В чем были основные трудности?

— Если вспомнить это недалекое прошлое, я намечал для себя три основных момента. Во-первых, разработку и принятие Концепции социально-экономического развития республики, то есть некий план нашего развития на ближайшую и долгосрочную перспективу, чего, к сожалению, в последние годы в Калмыкии просто не существовало. В рамках этой концепции мною обозначены три основных, магистральных, направления (притом, что существуют и другие, параллельные, направления развития республики). Это сельское хозяйство и, в первую очередь, животноводство, а конкретнее — мясоперерабатывающая промышленность.

Второе — оптимизация топливно-энергетического комплекса, ведь на сегодняшний день недра — наше национальное богатство — не работают в той мере, в какой могли и должны работать на благо жителей республики.

Третий момент — застарелая проблема земельных отношений. Вопрос земли крайне важен, и очень остро стоит для республики. Ведь мы республика аграрная, сельскохозяйственная, более того, тема эта косвенно перекликается с первой магистральной направляющей — животноводством, пастбищным животноводством. Странно, но оказывается, земли у нас не хватает.

За минувший год мы добились серьезных прорывов. Но не в этом суть. Люди здравомыслящие прекрасно понимают и должны осознавать то, что сельское хозяйство — это не та отрасль экономики, где даже вложенный рубль принесет в какой-то краткосрочной перспективе определенную прибыль. Здесь рубль длинный, и проблемы, которые накопились сегодня в сельском хозяйстве — рискованном секторе, не могут решаться кавалерийским наскоком. Поэтому, повторюсь, мы не сделали какого-то рывка. Главное — мы наметили динамику роста. В этом плане первые шаги сделаны в формировании приоритетов в агропромышленном комплексе. Вы знаете, что такой холдинг — с серьезным уставным капиталом, превышающим 300 млн. рублей, с серьезными активами, структурированный — уже официально сформирован. И самое важное — мы уже знаем, по какому пути надо двигаться и как холдинг будет развиваться. Это, в первую очередь, создание кормовой базы, строительство откормочных площадок, и венцом — мясоперерабатывающая промышленность. Уже сегодня надо думать о маркетинговой составляющей проекта, но мы подойдем к этому постепенно.

Почему я не говорю о прорыве, каких-то кардинальных изменениях? Самое главное в этом аспекте — ежедневная кропотливая созидательная работа, то есть то, чем, собственно, мы и заняты.

А одним из краеугольных камней было — структурировать понимание того, как мы будем развиваться. Путем создания какого-то государственного инструмента, пусть в виде акционерного общества. Под это общество нужно было завести определенный земельный фонд, сформировать установку на создание кормовой базы с оросительными системами, откормочных комплексов и непосредственно самой мясоперерабатывающей линии.

Как известно, первый откормочный комплекс уже заработал, второй заложен в Октябрьском районе, а в Кетченеровском силами партнера нашего холдинга — группы компаний «Продконтракт» — начинается возведение мясоперерабатывающего комбината. Четвертым объектом стала первая очередь Городовиковской птицефабрики общей мощностью 20 тысяч тонн мяса птицы в год. Такая планомерная работа в агросекторе уже началась. Я не хотел бы зацикливаться на каких-то деталях и важных аспектах социально-экономического развития, поскольку все они присутствуют в нашей концепции, поэтому перейду ко второй составляющей.

Считаю, и правительство республики со мной согласилось, что ТЭК у нас работает неэффективно. Уровень добычи углеводородов можно поднять в разы. Происходит это по многим объективным, но чаще всего субъективным причинам, и, в первую очередь, из-за элементарного невыполнения лицензионных соглашений. В феврале на площадке ДГП «Калмнедра» — отделении Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) — мы инициировали слушания по всем нефтегазодобывающим компаниям (а их у нас 15 единиц). Выяснили, что более половины этих компаний работают неэффективно, не выполняют лицензионных соглашений, и тогда мы пошли на отзыв у них лицензий. Два из отозванных месторождений — Каспийское и Бударинское — уже выставлены на аукцион. А нашим главным условием, предъявляемым к потенциальным инвесторам, выступают их публичная открытость и доступ к информации об их деятельности. Таким игроком можно назвать концерн Shell — один из мировых лидеров энергетического сектора, и буквально неделю назад мы подписали очередное соглашение о сотрудничестве.

Такую же работу проводим с российской нефтяной компанией «Лукойл». По моей договоренности с ее руководством с июня текущего года рабочая группа «Лукойла» ведет изыскания в нашей республике. Интерес у компании есть, подождем результатов.

Что касается земельных отношений, то мы практически завершили инвентаризацию всего земельного фонда республики и располагаем почти полной информацией — где и какие земли, в чьей они собственности и аренде, у каких землепользователей находится тот или иной участок, — и, вернувшись к хорошо забытому старому, можем уже говорить о формировании республиканского земельного фонда. А, оперируя им, можно смело заявлять о создании некоего финансового инструмента в виде, к примеру, залога, что позволит проводить некий земельный обмен между муниципальными — районными и городскими — образованиями и дать-таки нашему сельхозтоваропроизводителю возможность возделывать землю и выращивать скот.

Мне самому бы хотелось получить сиюминутный результат нашей деятельности, но иллюзий на этот счет питать не приходится. Это долгий серьезный кропотливый рабочий процесс, направленный на созидание.

— Вопрос, который нельзя не задать Вам, возглавившему список «Единой России» в республике. Заявление на недавнем партийном съезде о рокировке «ПУТИН-МЕДВЕДЕВ» вызвало в стране воодушевление, но в то же время появились и критики, предрекающие застой в обществе. Ваш ответ сомневающимся.

— А ответ был дан на съезде самим руководством страны — Президентом России и председателем Правительства России. Это стабильность и динамичное развитие общества — то есть то, о чем я говорил в предыдущей части нашего разговора. Стабильность в экономическом прогрессе и политическом развитии общества никогда не означает застой. Сегодня мы говорим, как озвучил председатель Правительства России столыпинскую фразу: «Нам не нужны великие потрясения — нам нужна великая Россия». Поэтому досужие домыслы о том, что в стране ничего не меняется и ее ожидает застой, совершенно беспочвенны, ведь реальные факты, реальность показывают: страна в своем развитии уверенно идет вперед.

Мы это видим своими глазами на протяжении последних двух лет. Тот экономический кризис, постигший многие страны Европы, Латинской Америки и даже США, хоть и коснулся России, но для отечественной экономики прошел практически безболезненно. Сегодня мы видим результат по Европе, когда государства уже стоят на грани банкротства. Мы же, как иногда утверждают досужие политологи, — страна — сырьевой придаток, тем не менее, в тяжелые годы выстояли. Так о каком же застое может идти речь?

Поэтому понимание политической ситуации в стране побудило руководителей государства пойти на такие шаги. На съезде «Единой России» Президент России Дмитрий Анатольевич МЕДВЕДЕВ честно сказал, что принял решение предложить Владимиру Владимировичу ПУТИНУ баллотироваться в кандидаты на пост президента на выборах-2012. Сделано это и в интересах государства, и ввиду высокого авторитета Владимира Владимировича ПУТИНА в мире.

А для сохранения стабильности в стране Дмитрию Анатольевичу МЕДВЕДЕВУ предложено возглавить Правительство России. Чтобы дать ему возможность выполнить намеченные на четыре года президентства программы развития российского государства, связанные с инновационными процессами, модернизацией экономики и общества, продолжить и воплотить в жизнь реформы. Безусловно, в случае победы «Единой России» на выборах.

— То есть резюмировать можно коротко: главный залог развития — это стабильность?

— Безусловно.

— В республике труднейшая ситуация в социальной сфере. Наличие такого «экзотического» ведомства, как Министерство образования, культуры и науки, где министр является еще и зампредом правительства, курирующим здравоохранение и другие направления социальной политики, не способствует качественной работе. Может, пришла пора воссоздать Министерство культуры, ведь этот вопрос уже политический…

— Я с Вами согласен, согласен абсолютно во всем — и в постановке, и в сути вопроса. Хотя есть одно «но». Я об этом говорил и в своей инаугурационной речи, и на расширенной пресс-конференции с представителями СМИ. Я прагматик, и та команда, которая пришла со мной и сейчас возглавляет республику, подходит к оценке ситуации в социально-экономической жизни Калмыкии с прагматической точкой зрения. А прагматизм — это то, что позволяет жить по средствам.

Мы сегодня не можем позволить себе, как бы нам ни хотелось, в силу и объективных, и финансовых причин жить не по средствам, не можем увеличивать штат чиновников, не можем позволить разделить министерство. Хотя, безусловно, вы правы, постановка вопроса в корне верна.

Но что влечет за собой решение этих проблем? Огромные социальные расходы для бюджета республики. Так нам функциональней выделить средства бюджета на решение каких-то реальных социальных нужд республики — на здравоохранение, соцобеспечение, помощь малоимущим, престарелым, на любые другие программы, связанные со здоровьем и воспитанием подрастающего поколения. Поэтому из двух зол приходится выбирать наименьшее.

— Но придет это время?

— Полагаю, что, раскачав экономику, заложив экономический базис, который начнет работать с перспективой отдачи, этот локомотив стронется с места, и вопросы культуры будут решаться специализированным ведомством и рассматриваться узконаправленными специалистами.

— Элиста, к великому сожалению, является единственной столицей субъекта Федерации, где полностью уничтожен муниципальный общественный транспорт. Может, в преддверии 150-летнего юбилея города, который отпразднуем через три года, назрела пора поставить этот вопрос перед Правительством России, ведь существует федеральная целевая программа «Общественный транспорт России»? Можно предпринять какие-то шаги в этом направлении?

— Не можно, а нужно. В этом направлении мы уже двигаемся, такая задача перед администрацией города стоит. Но сделаю оговорку: этот вопрос касается местного, республиканского, самоуправления. Поэтому обращения в федеральный центр здесь неуместны. Мы должны рассчитывать на свои силы. Конечно, мы не воссоздадим былую сеть общественного транспорта, но первые шаги в этом направлении уже намечены на 2012-й год.

— В советские годы в Калмыкии неплохо функционировала мясомолочная промышленность. Предпринимаются ли меры по ее реанимации? Как можно мириться с тем, что республика не выпускает даже своего кефира?

— О планах по созданию мясоперерабатывающих производств было сказано выше. А молочная индустрия тоже имеет право на жизнь, поскольку мы не можем равнодушно взирать на городские прилавки с завозной молочной продукцией. На сегодняшний день мы привлекаем двух крупных инвесторов, которые будут работать в Яшалтинском и Городовиковском районах республики. Полагаю, что уже в скором времени эти инвестпроекты будут представлены на рассмотрение республиканского правительства, хотя не могу утверждать — краткосрочными или долгосрочными они станут. Но заверяю: мы восстановим и постепенно наладим в республике молочную промышленность.

— Во всем мире малый бизнес — это, как говорится, наполнитель бюджета. Но в Калмыкии — и в районах, и в Элисте — трудно работать предпринимателем, поскольку бизнес «кошмарят». Может, стоит вплотную заняться и этой проблемой?

— Я неоднократно встречался и беседовал на эту тему и с главами районов, муниципалитетов, и с руководством контрольно-надзорных органов республиканского и федерального уровней. И теперь хотел бы обратиться к предпринимателям, к тем, кто трудится в малом и среднем бизнесе: в случае, когда у вас есть претензии к власти в части необоснованных проверок, каких-то мелочных придирок и так далее, — есть два равнозначных, но по сути альтернативных варианта разрешения конфликта. Это прокурорский надзор и непосредственно личное ко мне обращение.

Я готов рассматривать каждую, подчеркиваю — каждую возникшую ситуацию пусть даже с ларьком, торгующим сигаретами и пирожками. И хоть это имеет, скажем, единичное значение, но в целом приобретает влияние на всю атмосферу в бизнес-среде. Поэтому я склонен рассматривать любой негатив и принимать соответствующие меры воздействия.

— Недавно появились слухи о Вашем скором уходе с поста главы Республики Калмыкия. Не является ли это целью дестабилизации обстановки в республике? Как бы Вы это прокомментировали?

— Тут мне сказать, собственно, нечего. Понимаете, опровергать или комментировать абсолютно беспочвенные слухи для меня, с личной точки зрения, по крайней мере, нецелесообразно. Но если эта тема реально циркулирует в обществе, значит, она создает некую нервозную ситуацию. Является ли это злонамеренным актом — я не буду давать оценку. Народный Хурал, принимая свое решение, одобрил кандидатуру, предложенную главой государства, сроком на пять лет. У меня определенные обязательства, и я готов выполнять свою деятельность до тех пор, пока народ Калмыкии будет считать, что мое пребывание на этом посту целесообразно.

— Одна из версий заключается в том, что, возглавив список «Единой России», Вы можете уйти в депутаты ГосДумы…

— Но такая практика сложена по всей Российской Федерации. Президент страны сам возглавляет партийный список, но это же не значит, что Дмитрий Анатольевич в скором времени уйдет на работу в ГосДуму! Иногда отсутствие, скажем так, политического понимания развития в стране может породить такие слухи. Хотя это ни в коем случае не говорит о политической безграмотности. Возможно, отсутствие информации не только на республиканском, но и на федеральном уровне и создает подобного рода домыслы. Год назад я принял присягу главы республики, принял доверие парламента республики, и свои обязанности буду выполнять до тех пор, пока у меня не завершатся мои полномочия.

— Знаете, чего сейчас народ хочет от Вас больше всего? Каких-то знаковых кадровых решений. Можно ли их ожидать?

— Я уже говорил однажды на эту тему. К этому вопросу отношусь достаточно спокойно. Считаю, что не бывает чиновника, пожизненно прикрепленного шурупами к своему креслу. Поэтому ротация, изменения в правительстве вполне возможны и даже нужны. К примеру, для оздоровления ситуации в экономике. Но «старые» — грамотные, опытные, профессиональные кадры тоже вписываются в алгоритм моей работы. Хотя если потребуются какие-то кардинальные изменения в ситуации, и эти люди не будут отвечать реалиям времени и поставленным мною задачам, мы можем расстаться.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов