Я ПОВЕДУ ТЕБЯ В МУЗЕЙ…

gimnaziaРяд федеральных информационных агентств с пиететом сообщили о презентации в Волгограде первой экспозиции нового музея — истории народного образования Царицына — Сталинграда — Волгограда. По словам авторов публикаций, этому событию предшествовала кропотливая работа энтузиастов музейного дела. В течение двух лет волгоградские краеведы, педагоги, историки собирали факты, документы, воспоминания, фотографии, имеющие отношение к образованию Царицына и Сталинграда. Новый музей разместился в самом центре города-героя на Волге — в Детско-юношеском центре Волгограда, где в начале XX века располагалось ремесленное училище, а затем, уже в советское время, популярный у горожан кинотеатр «Победа».

Не беру на себя грех и не стану осуждать волгоградских энтузиастов музейного дела из числа педагогов-ветеранов. Эти подвижники заслуживают только самых добрых слов, поскольку собранные ими материалы рассказывают о тех педагогах, которые оставили заметный след в образовании. И их опыт, надеюсь, еще послужит примером в воспитании и обучении подрастающего поколения. Смущает другое. Экспозиция музея, как я понимаю, рассчитана в основном на специалистов — педагогов, студентов и ветеранов образования. И, стало быть, место ему, наверное, не в Детско-юношеском центре, цели и задачи которого, как мне кажется, определены интересами и проблемами подростков, а в стенах профильного вуза или, скажем, комитета по образованию. Ведь ясно, что школьников в этот музей придется загонять палкой. А зачем тогда такой музей, если ему некому будет показывать, некому рассказывать, некого учить и развивать?
Тревожит и другое. Практика существования подобных музеев говорит, что пиетет по случаю их открытия очень быстро угасает и на смену восторженным откликам быстро приходит забвение титанического труда энтузиастов из числа педагогов-музейщиков. Приведу в поддержку этого вывода историю Музея народного образования Нижнего Новгорода. Его открыли в далеком 1971 году. И первое время он располагался в городском методическом кабинете. В музее в то время был представлен огромный материал по истории и культуре Нижегородского края. Такого музея в то время не было ни в Москве, ни в Ленинграде. Но со временем в силу финансовых и различного рода организационных причин экспозиция перебазировалась на … квартиру (!) основателя и первого директора музея Виктора Федоровича КУЛИКОВА.
Все последние годы он настойчиво обивает пороги различных инстанций с просьбой возродить Музей народного образования. Вот строки из его посланий: «Сейчас стала актуальной идея восстановления духовных и нравственных корней, приобщение к культуре предков. Таким центром возрождения духовности и нравственности мог бы стать возрожденный Музей народного образования. За 40 лет мной накоплен огромный материал, который так необходим нижегородцам. Сейчас это частная коллекция. Я как основатель и первый директор Музея народного образования Нижнего Новгорода, хранящий коллекцию в собственной квартире, хотел бы передать сформированную экспозицию в надежные руки». Но, к сожалению, желающих с такими руками не находится.
Есть ли гарантия, что судьбу Волгоградского музея народного образования не постигнет такая же судьба? Ведь все мы знаем, что положение учителя — своего рода лакмусовая бумажка для любого общества. Если он обеспечен, уважаем, значит, государство заботится о будущем страны. Но много ли у нас учителей, которые считают, что они обеспечены? Думаю, что единицы. А коли так, то и вряд ли найдутся средства на содержание музея в обозримом будущем. Хорошо еще, если «энтузиазизма» чиновников и средств, выделенных горадминистрацией под музей, хватит на Год учителя.
Конечно, открытие этого музея дает возможность заниматься серьезной профориентационной работой со старшеклассниками, намеревающимися поступать в педагогические вузы. Конечно, этот музей — дань огромной памяти и уважения к тем людям, которые создавали систему образования нашей области, к тем достижениям, которые они имели. И было бы очень здорово, если бы экспозиция музея постоянно пополнялась предметами школьного быта, форменной одежды, образцами учебников, новыми документами и фотографиями. А главное, чтобы на базе материалов музея и фондовых коллекций велась массовая научно-просветительская работа, оказывалась методическая и практическая помощь руководителям музеев истории школ нашей области.
Но боюсь, как бы судьбу этого музея, открывшегося по случаю Года учителя, со временем не постигла судьба его предшественников — ремесленного училища и кинотеатра «Победа». И вот тогда-то это уж точно, от экспозиции не останется ни свидетельств высокого ремесла предыдущих поколений учителей, ни свидетельств их побед.
Владимир ГАЛАЙ.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов