ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ БАРЬЕРОВ

kids_iconШкола играет ключевую роль в формировании личности. Но что делать, если ребенок в силу своих ограниченных возможностей не может посещать образовательное учреждение наравне со своими сверстниками? Именно для поддержки таких детей разработано инклюзивное образование и действует программа «Реализация дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование на 2009-2012 годы». Об основных задачах нового метода работы с детьми-инвалидами мы беседуем с Николаем КУЗНЕЦОВЫМ, директором лицея №8 «Олимпия», ставшего Центром дистанционного образования детей-инвалидов Волгоградской области.

- Николай Викторович, для начала хотелось бы прояснить: что же подразумевает под собой еще не вполне понятный термин «инклюзивное образование». Каковы основные его принципы?

- Ребенок, здоровый он или ограниченный в своих возможностях, ни в коем разе не должен подстраиваться под образовательные условия, а система образования должна быть более гибкой и работать на детей, а не на себя. Потому внедрение инклюзивного образования в российскую систему образования, на мой взгляд, было неизбежным.

Что оно подразумевает? В основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает индивидуальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

- Лицей №8 «Олимпия» был официально объявлен Центром дистанционного образования детей-инвалидов Волгоградской области. Почему именно «Олимпия»?

- По сути, наше участие в национальном приоритетном проекте — это следующая ступень развития лицея. Центр дистанционного образования «Олимпия» существует уже на протяжении четырех лет и предлагает учащимся более 250 курсов по различным предметным направлениям: гуманитарному, естественно-математическому, технологическому. В каждом направлении есть курсы, построенные по программам общеобразовательной школы, а также курсы творческие и проектные. За четыре года учениками центра стали около 5 тысяч учащихся и более 200 педагогов Волгограда и области.

Кроме того, в 2009 году нашими педагогами впервые была проведена Всероссийская дистанционная олимпиада «ИнтеллО», в которой приняли участие 682 школьника из 32 регионов России и ближнего зарубежья. Сейчас «ИнтеллО» — это интеллектуальный марафон, состоящий из нескольких этапов, каждый из которых — самостоятельное дистанционное состязание по отдельному учебному предмету или комплексу предметов.
Помимо всего прочего, специалисты ЦДО «Олимпия» совместно с учеными ВолГУ являются организаторами дистанционной олимпиады «Лингво», которая уже второй год проводится в рамках городского праздника «День русского языка».
Интерес к дистанционным олимпиадам по предметам, проводимым Центром, подтолкнул нас также к созданию Информационно-образовательного портала «Олимпия», работу которого оценили не только дети и педагоги, но и жюри на конкурсе сайтов «Электронный Волгоград».
Без ложных преувеличений, лицей №8 «Олимпия» оказался, по сути, готовой площадкой для реализации национального проекта в волгоградском регионе.

- Каковы основные направления ЦДО «Олимпия» в рамках работы с детьми-инвалидами?

- Во-первых, это осуществление координации и организационно-методического обеспечения деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов. Во-вторых, обеспечение доступа обучающихся и педагогических работников, непосредственно осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов (далее — учителя), к учебно-методическому комплексу, позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы, и другим электронным образовательным ресурсам. Конечно, это организация образовательного процесса, учебно-методической помощи обучающимся, учителям, родителям (законным представителям) обучающихся.

- Организация дистанционного образования детей-инвалидов - это, если предположить, процесс, требующий немалых финансовых вливаний и личностных усилий…

- Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. Фактически, находясь в привычной для себя домашней обстановке, ребенок может беспрепятственно общаться с учителем в режиме онлайн, видеть его, выполнять задания, присланные ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в ЦДО. Самое главное — дети делают все выводы самостоятельно и ощущают новизну открытия, что помогает им лучше закрепить пройденный материал.

Безусловно, организация рабочего места для каждого ребенка-инвалида требует индивидуального подхода и учета его физических возможностей.
Что же касается личностных усилий со стороны педагогов, то я уверен, что у сотрудников лицея №8 «Олимпия» достаточно профессионализма и опыта, чтобы создать максимально доброжелательную атмосферу и продуктивный процесс работы.

- Сколько детей приступит к обучению в этом году?

- В ближайшее время уже 46 ребят начнут обучаться в Центре дистанционного образования на базе лицея №8 «Олимпия». А с 1 сентября количество учеников увеличится в несколько раз. — Мы планируем, что это будет порядка 150 ребятишек.

Беседовала Евгения СОКОЛОВА.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов