Волгоградское региональное отделение Российского военно-исторического общества (РВИО) совместно с военно-историческим музеем «Наследие» с целью изучения возможности поднятия начинает обследование буксирного парохода «Ваня-Коммунист» в акватории Волги Светлоярского муниципального района Волгоградской области, подорвавшегося на мине в 1943 году.
Как сообщает пресс-служба Волгоградского регионального отделения РВИО, имя «Ваня-Коммунист» в 1919 году было присвоено пароходу «Дегтярев» (построен в 1911 году в Нижнем Новгороде) в честь канонерской лодки «Ваня №5», расстрелянной на Каме белогвардейскими пушками в 1918 году.
Новый «Ваня-Коммунист» функционировал в качестве канонерской лодки всего до 1920 года, после чего был разоружен и демобилизован для транспортной работы на Волге и ее полноводных притоках.
С началом Великой Отечественной войны пароход «Ваня-Коммунист» действовал в составе военизированных судов Волжского бассейна, выполняя перевозки топлива, воинских грузов, участвуя в боевых операциях Красной Армии. Имел на борту среднекалиберное орудие системы Канэ, зенитные пулеметы, установленные в первую очередь в целях самообороны.
15 мая 1943 года, идя со стороны Астрахани с грузом, за два часа до прибытия в Сталинград, в районе поселка Светлый Яр наскочил на непротраленную магнитную мину и в результате взрыва затонул. С пароходом погибли 17 человек команды, в том числе жены дети членов экипажа.
В начале декабря 2019 года по инициативе Волгоградского регионального отделения РВИО было проведено обследование места гибели парохода «Ваня-Коммунист» на предмет установления местоположения и технического состояния судна. Удалось определить точное месторасположение парохода на глубине около 20 метров в месте, соответствующем указанному в архивных документах.
В период с 26 по 29 октября 2020 года Волгоградское региональное отделение РВИО совместно с военно-историческим музеем «Наследие» и Экспедиционным центром Министерства обороны России проведет обследование на предмет установления технического состояния парохода «Ваня-Коммунист».
Напомним, ранее силами Волгоградского регионального отделения РВИО) и военно-исторического музея «Наследие» при участии Минобороны России со дна Волги был поднят броонекатер БК-31. Под водой он пролежал 75 лет — все это время экипаж считался пропавшим без вести. Поисковики и специалисты музея «Наследие» восстановили имена и фамилии практически всех бойцов.
По данным Центрального архива Министерства Обороны России, обнаруженный бронекатер имеет заводской №330. Он был заложен в 1941 году на заводе №340 в Зеленодольске. В составе Волжской Военной флотилии участвовал в Сталинградской битве и погиб 09 октября 1942 года.
Обнаруженный БК-31 проекта С-40 является уникальным объектом. До последнего времени считалось, что ни один бронекатер данного типа не сохранился.
«Операция подъема катера проводилась в сложных условиях. Корпус был замыт песком, а имеющиеся пробоины и серьезные повреждения кормы говорили о том, что корпус судна непрочен. Масса судна до мойки оценивалась специалистами в 300 тонн. В процессе подготовки к подъему из корпуса было вымыто около 150 тонн песка. Весь процесс — от момента прибытия экспертов на место гибели бронекатера, до окончания его буксировки к месту проведения поисковых работ длилась около 20 дней. В связи с обнаружением боеприпасов на борту, работа осуществлялась предельно осторожно. Далее был длительный процесс реставрации катера. Но все пробоины, все разрывы, все, что связано с трагизмом его гибели — это оставлено», — рассказал председатель Волгоградского регионального отделения РВИО Виктор ВАСИЛЕВСКИЙ.
Уникальную реставрацию судна провели специалисты Красноармейского судоремонтного завода. После чего бронекатер был установлен на Центральной набережной Волгограда и накрыт стеклянным саркофагом, став еще одним живым свидетельством героизма защитника Сталинграда.