Участники предстоящих выборов в Волгоградскую городскую Думу столкнутся с главной проблемой — низкой явкой. При этом она может быть на порядок ниже предыдущего показателя (не выше 20%), когда на избирательные участки пришла только четверть волгоградцев.
Основная причина низкого уровня интереса к предстоящему событию — не столько утрата доверия к местному самоуправлению, сколько отсутствие рефлексии относительно значимости этих органов.
Можно говорить о завершении выстраивания жесткой вертикали власти, когда ответственность за положение дел в муниципалитете возлагается на федеральный и отчасти региональный уровень.
Как показывают социологические исследования, жители Волгограда не разделяют функционал городской и областной властей и менее всего погружены в детали работы представительных органов.
Реформа органов местного самоуправления (МСУ) произвела в головах горожан путаницу о зонах ответственности за те или иные вопросы, оставив единственный вывод: «никто ни за что не отвечает, так зачем их всех кормить».
Очевидно, чтобы возродить полноценную систему муниципальных выборов, необходимо провести серьезную разъяснительную работу с населением и вернуть институт мэрства.
По мнению большинства респондентов, депутаты Волгоградской городской Думы обязаны оказывать различного вида помощь населению, осуществляя так называемую «тактику малых дел»: материальную, консультационную, юридическую и т.д. То есть работа по позиционированию органов местного самоуправления (в том числе и депутатского корпуса) проводится явно недостаточно.
Отчасти это вызвано своеобразной информационной политикой, которая концентрирует внимание населения на достижениях губернатора и его команды, обходя все остальные структуры. Не будем при этом забывать, что именно телевидение остается основным каналом коммуникации на сегодняшний день.
Проблема предстоящих выборов заключается еще и в том, что жители отмечают низкий уровень результативности работы депутатов по своим избирательным округам.
Среди наиболее известных и значимых для горожан депутатов, реально оказывающих помощь на местах, как правило, называют Алексея ВОЛОЦКОВА и Дмитрия КРЫЛОВА. К слову, именно они получили большинство голосов на прошлых выборах.
Остальные же народные избранники, по мнению участников различных социологических опросов, либо занимаются отписками, либо вообще не ведут личных приемов, перекладывая встречи с людьми и ответственность за их результат на своих помощников.
Такая заметная дистанцированность вкупе с демонстрацией депутатами своей элитарности вызывает у избирателей лишь раздражение и нежелание участвовать в «очередном цирке под названием выборы».
Еще одной серьезной волгоградской проблемой является отсутствие интересной (прежде всего, избирателям) политической жизни в городе. В Волгограде нет своего Олега ШЕИНА (как в Астрахани) или Евгения РОЙЗМАНА (как в Екатеринбурге), способных постоянно и успешно провоцировать местные власти, инициировать обсуждение злободневных тем, сталкивать оппозиционные течения и взгляды.
В Волгограде нет политической фигуры, которая бы отвечала запросу на демонстрацию близости к народу — его проблемам, стилю жизни, доступности и скромности.
В результате, кандидаты в депутаты превращаются в единый образ некоего усредненного соискателя мандата, обладающего условным набором характеристик, сливающихся в общий вывод: «какая разница за кого голосовать, они все похожи».
Конечно, обновление депутатского корпуса Волгоградской городской Думы — неплохой вариант для появления новых лиц в политической жизни муниципалитета, но насколько он возможен в условиях жесткой вертикали власти, пока не понятно.
Идеологическое поле политических партий сегодня также слабо фрагментировано, что заставляет избирателя голосовать по привычке, то есть по аналогии с выборами в Государственную Думу ФС РФ.
Стоит говорить о голосовании на уровне восприятия федеральных лидеров, а не местных представителей общественно-политических организаций. Условно, мы услышим такое объяснение, как «я проголосовал за ИВАНОВА, потому что ЗЮГАНОВ выступает за национализацию природных ресурсов».
Вкупе с низким уровнем известности претендентов на места в муниципальных представительных собраниях в итоге мы получим в сентябре 2018 года на уровне муниципалитетов примерно эквивалентный расклад представительства партий в ГосДуме, независимо от личных достижений и добродетелей конкретных кандидатов.
Ольга УСТИНОВА, социолог.
Источник: Брифинг Клуба экспертов.