МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ-2018: ПОИСК «НЕИЗВЕСТНЫХ ГЕРОЕВ» И БОРЬБА ЗА ДОВЕРИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Александр СТРИЗОЕ

Осенью 2018 года в Волгограде, Волжском и Камышине будут избраны новые городские Думы. Эти органы играют особую роль в системе муниципальной власти региона: именно в трех крупнейших городах области сосредоточена основная масса населения. В них локализованы основные социальные и инфраструктурные проблемы, беспокоящие граждан, равно как и ресурсы для их разрешения.

Интригой этого тура муниципальных выборов станет влияние на них весенней президентской кампании. Смогут ли летние заботы и радости изменить повестку дня и настроения общественного мнения?

Смогут ли региональные элиты и лидеры мобилизовать электоральные ресурсы, обеспечить посредством наблюдателей и СМИ прозрачность избирательных процедур и тем самым доверие к полученным результатам?

Наконец, смогут ли сами результаты выборов убедить избирателей в легитимности новых депутатов и органов власти в целом?

Начавшийся 2018 год сделал центром внимания заявления, решения и действия федеральных властей. Однако целый ряд обстоятельств — проведение Чемпионата мира по футболу в ряде региональных центров, сбор урожая, организация летнего отдыха детей, обеспечение безопасности в местах отдыха и развлечений, — привлекут внимание СМИ и общественности к решениям и действиям губернаторов, мэров, региональных и муниципальных чиновников, а также к депутатам, призванным планировать расходы и контролировать исполнительную власть.

Таким образом, даже если не учитывать динамику экономической ситуации в стране и возможные форс-мажорные обстоятельства, к осени 2018 года сформируются обновленная повестка дня и новое поле социальных проблем, которыми могут воспользоваться кандидаты в депутаты и поддерживающие их структуры.

Вместе с тем, перед участниками муниципальных выборов стоит сложная проблема: высокая активность избирателей на президентских выборах в немалой мере была обусловлена достаточно ясным, хотя во многом и иллюзорным, представлением граждан о той роли, которую играет избираемое лицо.

А вот о том, каковы реальные функции и возможности городских Дум и заседающих в них депутатов, граждане имеют весьма смутное представление.

К тому же особенности финансового менеджмента в российских регионах таковы, что реальными распорядителями средств являются не мэры городов, а губернаторы. Волгоградские СМИ немало преуспели в том, чтобы убедить граждан в главной роли Андрея БОЧАРОВА в решении проблем областного центра.

История Волгоградской городской Думы знала период депутатов-бюджетников, которые не столько оптимизировали развитие городской социальной сферы, сколько чутко и весьма не бескорыстно реагировали на просьбы мэра города.

Был и период депутатов-бизнесменов, благосостояние которых, по мнению обывателей, исключало стяжательство. Однако и в этом случае не удалось избежать коррупционной составляющей, связанной с лоббированием частных интересов.

Сегодня даже представители «Единой России» признают, что эта практика должна быть прекращена и единственный надежно действующий ресурс депутата — авторитет и доверие среди избирателей.

Но где механизм отбора и критерий электоральной поддержки? На этом вопрос в волгоградской региональной политике сегодня есть несколько возможных вариантов ответа.

«Единая Россия» уже не в первый раз использует процедуру предварительного голосования (праймериз). В нынешнем году в них могут участвовать даже члены других партий.

Возможно, более надежные гарантии избрания и авторитет партии власти окажутся привлекательными для некоторых претендентов на депутатское кресло. Однако успех у корпорации активистов и сочувствующих единороссам, принимающей участие в отборе кандидатов еще не означает умения находить общий язык с избирателями.

Второй вариант ответа также не отличается новизной. Это критическая риторика и обличения власти со стороны оппозиционных партий как представленных в региональных представительных органах, так и олицетворяющих «настоящую», внепарламентскую оппозицию.

Усталость избирателей и привычка к критике власти на фоне полной беспомощности большинства представителей оппозиции в решении банальных коммунальных проблем граждан не дают им особых шансов на успех.

Третий вариант ответа — попытка создать «единый фронт» непарламентской оппозиции и провести своих кандидатов, найдя слабые места в позициях конкурентов, — обещает нам наибольшую интригу. Она связана с ответом на вопрос: смогут ли оппозиционеры поступиться личными амбициями и объединить разные группы своих сторонников и традиционных критиков власти.

Попытка создания политических союзов в нашем регионе пока не привела к реальным успехам: ОНФ фактически отказался от самостоятельного участия в выборах, альтернативный коммунистам «Левый фронт», заявивший о себе в столице и некоторых регионах России, в городе-герое на Волге пока не замечен.

Будет ли открыт в Волгоградской области «третий фронт», и каким он будет — экологическим, антикоррупционным, коммунальным?

Наконец, вполне возможен и четвертый вариант ответа на вопрос о критериях электоральной поддержки участников волгоградских муниципальных выборов – выдвижение «свободных» и «самостоятельных» кандидатов из числа гражданских активистов, проверенных в боях с местной бюрократией.

Именно здесь можно ожидать использования оригинальных находок и тактических приемов, эпатирующих пассивное большинство, «заводящих» молодежь, пенсионеров и бюджетников.

Как видим, минимум два из рассмотренных четырех вариантов отбора кандидатов могут придать муниципальной избирательной кампании 2018 года собственное лицо.

Но очевидно и другое: это лицо невозможно без личностей, способных привлечь к себе внимание волгоградцев живым, неформальным общением, убедительным интересом к проблемам конкретных людей и территорий, умением представлять и отстаивать не только свои личные или групповые, но и общественные интересы. С этим в региональной политике всегда дело обстояло не лучшим образом.

Единороссы и коммунисты в большинстве своем предсказуемы для избирателей, а потому однообразны и скучны.

Эсеры и жириновцы вынуждены совместить поиски кандидатов с поиском партийных лидеров и решением внутрипартийных проблем. «Несистемная оппозиция» либо погрязла в идейных разногласиях, либо считает себя непонятой и недооцененной…

Так что пока и партийные функционеры и политтехнологи должны искать «неизвестных героев» будущих муниципальных выборов, способных, как в марте 2018-го, сказать своим избирателям: «Мы с вами — одна команда!».

Александр СТРИЗОЕ, профессор ВолГУ.

Источник: Брифинг Клуба экспертов.

Фото: РИА «Калмыкия».

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов