ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРТЫ ОТМЕЧАЮТ ПРОАКТИВНЫЙ ПОДХОД ГУБЕРНАТОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ АНДРЕЯ БОЧАРОВА

ГРИГОРЕНКО_БОЧАРОВ

Волгоград может стать примером для других городов России в части развития электротранспорта. Такой вывод делают наблюдатели по итогам визита в регион вице-премьера Дмитрия ГРИГОРЕНКО, который заявил, что приехал в Волгоград «посмотреть, как тут все устроено». В центре внимания — реализация федеральной программы обновления городского электротранспорта.

«На сегодняшний день в Волгограде досрочно и в полном объеме выполнен план в части поставки электробусов. Город — один из первых среди участников проекта — порадует жителей этим видом транспорта на своих улицах. Наша цель в том, чтобы сделать городской транспорт в регионах комфортным, быстрым, современным и экологичным. Это станет стимулом для развития городской инфраструктуры», — подчеркнул Дмитрий ГРИГОРЕНКО.

В свою очередь губернатор региона Андрей БОЧАРОВ поблагодарил российский кабмин за выбор Волгоградской области в качестве одного из пилотных регионов по обновлению системы городского электротранспорта и отметил, что задачи, которые стоят перед регионом, будут выполнены в срок.

«На эти цели будет направлено 12 млрд рублей. Проект разбит на инвестиционные циклы. Проблемных вопросов нет. Волгоград является одним из лидеров этого проекта. Мы выполним те задачи, которые поставило Правительство России. До конца года завершим первый этап модернизации скоростного трамвая и то, что предусмотрено в программе обновления горэлектротранспорта», — заверил Андрей БОЧАРОВ.

Эксперты, с которыми поговорил «Клуб Регионов», напрямую связывают визит федерального вице-премьера в Волгоград с недавним заседанием президиума Госсовета по вопросам развития городского общественного транспорта, который прошел под председательством Президента России Владимира ПУТИНА в конце августа 2023 года.

«Все, что делается в Волгограде — в русле тех задач, которые были вынесены президентом на самый высокий уровень обсуждения — президиум Госсовета, где в том числе звучали акценты по поводу электротранспорта, по поводу координированного развития отечественной промышленности, которая выпускает электробусы, троллейбусы, трамвайные вагоны, и того, как это будет поставляться, как это будет поддерживаться на федеральном уровне, в том числе и через государственную лизинговую кампанию. И Волгоград — это один из удачных примеров решения проблемы. Хотя город отличается своей протяженной конфигурацией, и там есть свои проблемы с организацией транспортной доступности, но там есть и первый опыт скоростного трамвая, и сейчас там происходит много интересного как раз в контексте состоявшегося Госсовета», — говорит эксперт в области организации транспортной среды и урбанистики, профессор ВШЭ Михаил БЛИНКИН.

Отметим, что рабочий визит вице-премьера совпал с поставкой в регион первой партии электробусов. В рамках федеральной программы развития городского электротранспорта на городские линии в скором времени выедет 21 электробус. Работа по этому направлению подкреплена соглашением между регионом и ПАО «КаМАЗ», которое было подписано на полях ПМЭФ-2023. Благодаря выстроенному партнерству также принято решение о создании в Волгоградской области сервисного центра для обслуживания электротранспорта.

В следующем году городской парк электротранспорта также пополнится 62 трамваями на 5,9 млрд рублей. Волгоградский метротрам, запущенный в 1984 году, пока так и остается единственным реализованным проектом скоростного трамвая в стране. Сегодня он соединяет пять из восьми районов города.

Начиная с 2017 года (впервые с момента запуска), капитально отремонтировано почти 12 км линии и 13 км контактной сети. Помимо этого, до конца 2023 года будут обновлены две тяговые подстанции, заменены четыре эскалатора на подземных станциях. Кроме того ведется разработка проектной документации для строительства нового пятикилометрового участка и реконструкции депо.

«Без мощного рельсового транспорта в Волгограде вообще сделать ничего нельзя, и в этом смысле предпринимаемые властями усилия совершенно правильные», — считает Михаил БЛИНКИН.

С ним согласен и доктор экономических наук, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве России Алексей ЗУБЕЦ.

«Трамвай, безусловно, более пропускной транспорт, и у него на единицу пропускной мощности гораздо меньше стоимость. И хотя создание и содержание трамвайной сети — это дело затратное, но там, где власти (как в Волгограде) сумели сохранить трамвайные пути и контактную сеть, это правильный вектор развития общественного транспорта. Поскольку на единицу вложения он позволяет создать остаточно эффективную и независимую от автомобильного движения транспортную сеть», — поясняет Алексей ЗУБЕЦ

Сегодня «экологизация городского транспорта — это федеральный тренд», и волгоградский губернатор сумел своевременно это использовать, считает председатель Российского экологического общества, глава общественно-экспертного совета по нацпроекту «Экология» Рашид ИСМАИЛОВ. По его словам, для промышленных центров ключевой эффект от развития электротранспорта — в повышении качества воздуха.

«И это зона ответственности органов власти. Плюс экономическая альтернатива для традиционных видов топлива. Сегодня это вопрос крайне актуальный. И здесь я бы отметил проактивный подход губернатора Волгоградской области БОЧАРОВА. Понимание федеральных трендов и бюджетных возможности для реализации таких проектов — залог эффективной реализации экологической госполитики. А финансовых инструментов для экологизации общественного транспорта (как на электротяге, так и на газомоторке) сегодня достаточно, и в выигрыше те, кто умеет эти инструменты грамотно использовать на благо своего региона», — отметил Рашид ИСМАИЛОВ.

Доктор экономических наук, руководитель Центра региональной политики РАНХиГС Владимир КЛИМАНОВ обращает внимание, что развитие системы общественного транспорта — это «во многом экономический вопрос, который одновременно решает задачи и городского развития, и повышения качества городской среды, и вопросы экологии». Поэтому неслучайно, что модернизация подвижного состава в части закупки электротранспорта идет по нацпроекту «Экология» (программа «Чистый воздух»).

Для Волгограда, растянутого почти на 100 км вдоль Волги, формирование современного парка горэлектротранспорта с необходимой для этого инфраструктурой является ключевым условием повышения качества жизни людей, уверены эксперты. Они также считают, что без поддержки федерального центра и выстроенных отношений губернатора с Правительством России выполнить такую масштабную задачу было бы крайне сложно.

В то же время Волгоградская область для решения стоящих задач задействует все доступные механизмы. В частности, на средства инфраструктурного бюджетного кредита планируется приобретение 136 автобусов большого класса на газомоторном топливе, а также 56 троллейбусов и 60 автобусов. Еще 83 автобуса малого, большого и среднего класса планируется закупить за счет специальных казначейских кредитов для межмуниципальных маршрутов.

«Взаимодействие региона с федеральными ведомствами — один из факторов успеха в решении задач, требующих финансового обеспечения. Тем более что замена подвижного состава, создание инфраструктуры (для перехода на новый уровень) одномоментно требует достаточно значимых инвестиций. И здесь решить задачу самостоятельно региону, и тем более муниципалитету, вряд ли возможно. Поэтому важно уметь использовать имеющиеся возможности, например, предложенный федерацией инструмент инфраструктурных бюджетных кредитов. Он хорошо себя зарекомендовал именно для решения индивидуальных задач на региональном уровне, где федерация готова принять свое участие пусть и в виде возвратных, но достаточно дешевых денег», — поясняет Владимир КЛИМАНОВ.

Без нормальных отношений с федеральным центром такие проекты в принципе невозможны, добавляет Алексей ЗУБЕЦ, по словам которого, правильно выстроенные взаимоотношения с федеральной властью дают возможность привлекать финансирование, но и от региона требуются достаточно серьезные вложения и усилия.

«Тем более что мы понимаем, что в случае Волгограда, с его особенностями, эти усилия должны быть еще больше. Но без развития транспортной сети и улучшения состояния дорог город не сможет радикально повысить качество жизни горожан», — резюмирует Алексей ЗУБЕЦ.

Стоит отметить, что с учетом опережающих темпов работ Андрей БОЧАРОВ предложил перераспределить федеральное финансирование и перевести часть средств с 2024 года на 2023 год. В ответ на это Дмитрий ГРИОРЕНКО поручил проработать данный вопрос, еще раз отметив эффективность работы команды губернатора и региональных ведомств.

По материалам портала «Клуб регионов».

Фото: Volgograd.ru.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов