О ТЕКУЩЕМ ПОЛИТИЧЕСКОМ МОМЕНТЕ И ЗАДАЧАХ ОППОЗИЦИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

АЛЕКСАНДР ЕФИМОВ

Недавно мы отметили юбилей: десять лет назад в далеком ноябре 2008 года Волгоградской областной Думой был принят закон «О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года».

По прошествии десяти лет с полной уверенностью можно сказать, что, несмотря на неоднократно вносимые правки, этот документ так и остался набором пожеланий.

Очередная стратегия, заказанная в марте 2018 года и разработанная кудринским «Центром стратегических разработок», к сожалению, неминуемо будет представлять из себя очередной весьма недешевый памятник нормотворчества волгоградской региональной власти.

Стратегии 2020-2025-2030 и т.д. и на федеральном уровне, и на местном обязательно есть, а их исполнения нет.

Проблема Волгоградского региона в том, что у нас не только развития нет, напротив, уже несколько лет идет устойчивый процесс деградации социально-экономической сферы.

По данным Волгоградстата, за последние годы основные показатели социально-экономического развития Волгоградской области показывают маленький, но рост. Победные реляции вызывают крайнее недоумение у населения.

Промышленные предприятия региона, с огромным трудом пережившие девяностые годы, массово закрываются, что парадоксальным образом не мешает уверенному «росту» официальных статистических показателей.

Сокращение занятых на промышленных предприятиях, где средняя заработная плата существенно выше, чем в сфере услуг и торговле, чудесным образом приводит к росту средней заработной платы, который стремительно вырос до уровня свыше 30 тысяч рублей.

Где эти заводы, где эти зарплаты, кто их получает? Статистика до таких мелочей не опускается.

Все это на фоне провала оптимизации системы здравоохранения, сделавшей недоступной получение медицинской помощи, и повышения пенсионного возраста, делают крайне негативным отношение людей к призывам «Единой России» поддержать такое «движение вперед».

Благодаря огромному промышленному потенциалу, доставшемуся в наследство с советских времен, стартовые позиции нашего региона были намного более выигрышными по сравнению с соседями.

Сегодня по уровню заработной платы мы плетемся в хвосте даже среди соседей по ЮФО, где несколько лет назад были лидерами. Массовый отъезд молодежи, бегство капиталов, перерегистрация юридических лиц резидентов региона в Астрахани, Саратове, Краснодаре… Симптомов нарастающего отставания от всех соседей масса, соответственно, его причины следует искать внутри региона.

С середины двухтысячных и сфера бизнеса, и сфера публичной политики в Волгоградском регионе подверглись беспрецедентному для России давлению со стороны силовиков.

Именно у нас с начала двухтысячных отрабатывались многочисленные методики расследования уголовных дел по экономическим статьям (незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность), именно у нас успешно внедрялась практика отстранения мэров через уголовное преследование, что дало возможность уйти на повышение в столицу большому количеству волгоградских силовиков, начиная с Дениса НИКАНДРОВА, заканчивая Романом НЕСТЕРОВЫМ.

Преподанные уроки оказались очень хорошо усвоены, и еще раз закреплены результатами недавнего похода во власть крупного предпринимателя — собственника компании МАН, окончившегося разорением последней.

Системная оппозиция, состоящая из КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» (СР), и ранее не проявлявшая особой самостоятельности, стала сегодня филиалом партии власти.

После нескольких «праздников непослушания», которые позволили себе коммунисты в 2012-2013 годах при подавшемся ныне в бега Николае ПАРШИНЕ, сегодняшних наследников КПСС власть легко кооптировала.

Солидарное голосование по всем ключевым для «Единой России» вопросам лишь иногда сопровождается протестами против отдельных решений федеральной власти.

Яркими примерами последствий этой кооптации может служить единогласное (всеми фракциями, включая КПРФ и ЛДПР) голосование при назначении на пост главы города Волжский единоросса Игоря ВОРОНИНА, молчаливое согласие депутатов с повышением тарифов на услуги ЖКХ, на пассажирские перевозки, на вывоз ТБО и недавние пикеты коммунистов против повышения пенсионного возраста.

Протест только против того, на что повлиять не в силах. Иного протеста от «оппозиционных» депутатов-чиновников из сферы образования и спорта ожидать не приходится.

Несамостоятельность парламентских партий, имеющих право направлять своих представителей в избирательные комиссии, привела к тотальному административному контролю со стороны местных администраций над избирательной системой.

В ситуации, когда абсолютно каждый из членов ТИКов и УИКов назначается мэрией либо администрацией области, когда каждый УИК «заточен» на обеспечение нужного действующей власти результата, задача проведения честных выборов становится для оппозиции крайне сложной.

Привлечение к выборам массового внимания, постановка требования честных выборов, как основного политического требования всех оппозиционных сил, как это было весной 2012 года, могли бы сделать эту задачу выполнимой.

Последние электоральные циклы часть оппозиции с редким упорством работает рука об руку с властью, объявляя выборы заведомо нечестными и вбрасывая в медийную сферу призывы к бойкоту, что также разрушает веру в институт выборов именно в глазах критически настроенных избирателей.

Анализ опыта организации участия партии «Яблоко» в выборных кампаниях 2013, 2014, 2016, 2017 годов по партийным спискам позволяет мне отметить некоторые произошедшие за пять лет изменения.

Как в 2013 году, так и сейчас, основной задачей, которую необходимо решить для победы на выборах является привлечение избирателя на участки для голосования, а также покрытие всех избирательных участков наблюдателями. Но, начиная с выборов 2014 года, наиболее тяжелым вопросом самого участия в выборах стало формирование команды. Где взять кандидатов?

В условиях почти полного отсутствия перспектив участия во власти, при отсутствии возможности равноправного присутствия в СМИ, и правые, и левые, и националисты, и либералы — вся несистемная оппозиция сталкивается со схожим набором проблем.

Трудно штудировать бюджет страны, области, города, если не имеешь ни малейшего шанса повлиять на бюджетную политику.

Изучение регионального и муниципального нормотворчества, а тем более, крайне запутанного выборного законодательства требует высокого уровня профессионализма, который крайне редко соотносится с работой на общественных началах.

При полном отсутствии собственных материальных ресурсов, что может предложить оппозиционная партия своим активистам? «Путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь?».

Сегодня для молодежи любые формы политической деятельности сопровождаются рисками закрытия социальных лифтов, а для частного бизнеса даже намек на донорство становится приговором.

Итак, бизнес дистанцировался от политики, системные партии дистанцировались от политики, политика в регионе — удел власти и лишенных каких бы то ни было ресурсов, искусственно маргинализированных групп.

Власть полностью предоставлена сама себе, что приводит к колоссальной неэффективности и коррумпированности.

Любые попытки затыкания дыр с помощью общественников, как и процесс общественного контроля над властью со стороны неполитизированных НКО, обернулись фактическим превращением самих НКО в еще одни отделы администрации области.

В 2019 году жителей Волгоградского региона ждет дальнейшее снижение уровня доходов, вызванная девальвацией рубля инфляция, рост тарифов.

В условиях, когда выход на улицу в качестве способа проявления недовольства все еще остается неприемлемым для подавляющего большинства населения, предстоящие осенью выборы губернатора могли бы стать сюрпризом для власти, но избирательная система региона сегодня способна оформить любой, необходимый администрации области результат.

Объединение партий системной и несистемной оппозиции с целью выдвижения единого кандидата могло бы кардинально поменять ситуацию. У системных партий есть ресурсы, разветвленная структура и навык проведения широкомасштабных избирательных кампаний, а у несистемной оппозиции — мотивированные на слом системы наблюдатели. Однако такой альянс крайне маловероятен.

Выборы в областной законодательный орган, которые с учетом предложенных недавно изменений (сокращение числа мандатов, изменение пропорций между одномандатниками и списочниками), могут пройти уже по новому закону и, скорее всего, приведут к еще большему контролю над облДумой со стороны «Единой России».

Задача создания оппозиционной команды кандидатов, которые обладали бы достаточным уровнем профессиональных знаний, представляется трудно выполнимой. Обеспечение выборной кампании необходимыми для победы ресурсами — задача, увы, невыполнимая.

Тем не менее, терпение населения небезгранично, а власть совершает огромное число ошибок, любая из которых может открыть новое окно возможностей, которое оппозиция и партия «Яблоко» обязаны использовать.

Александр ЕФИМОВ, руководитель Волжской городской организации политической партии «Яблоко».

Источник: Брифинг Клуба экспертов.

Фото: Facebook.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов