ПРИОРИТЕТОМ ДЛЯ БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНА ДОЛЖНА СТАТЬ ЗАЩИТА ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ

ЕВГЕНИЙ КАЛИНИН_135Изменение статуса уполномоченного по защите прав бизнеса в Волгоградской области вызвало бурную дискуссию в предпринимательском и экспертном сообществе региона. Что лучше омбудсмен-чиновник или омбудсмен-общественник? Возможно, споры возникли потому, что деятельность бизнес-омбудсмена для многих до сих пор остается некоей «темной территорией».

Во всяком случае, за два года четкого позиционирования этого важного госинститута в регионе так и не произошло. Предприниматели пишут письма о помощи Президенту России, губернатору региона, но только не омбудсмену.

Институт омбудсмена впервые был создан в Швеции несколько веков назад. Тогда, да и сейчас, на эту должность, как правило, выбирают человека, которого все уважают. Базовые качества омбудсмена в странах, где такого рода институции работают наиболее эффективно, — компетентность и высокий моральный авторитет. Реальной власти он не имеет, но в странах с давними демократическими традициями никому даже в голову не придет проигнорировать рекомендации омбудсмена. Он не может приказывать, отменять законы, не может давать указания чиновникам и депутатам, т. е. работа омбудсмена отличается от работы того же суда тем, что он действует не строго юридически.

Очевидно, что институт омбудсмена нужен предпринимателям сразу в нескольких своих ипостасях. Во-первых, как структура, где аккумулируется опыт отстаивания прав бизнесменов, создается и совершенствуется практика правовой защиты, особенно в условиях, скажем прямо, специфичной правовой базы. В России эта база откровенно «сыровата», во многом репрессивна, и, самое главное, в ней пока не наблюдается необходимого баланса между интересами предпринимателей и интересами общества.

Во-вторых, омбудсмен нужен как компетентный посредник между предпринимательским сообществом и властью, который понимает и разделяет ценности этого сообщества. Непонимание интересов предпринимателей, как правило, заканчивается весьма плохо и для власти, и для общества, так как предпринимательский потенциал либо консервируется, либо регрессирует. Сложившаяся в Волгоградской области за десятилетия неблагополучная бизнес-среда угнетала и стабильно выдавливала предпринимательский слой, заставляя активных в деловом отношении людей уезжать в те регионы, где бизнес-климат лучше.

В отношении предпринимателей у государства до сих пор, как мне кажется, не прослеживается разумная селективная политика: кого надо поддержать, а кого не стоит. А ведь это крайне важно, так как предприниматели по своим жизненным приоритетам очень различаются.

Часть из них больше всего на свете любят деньги, у них нет особых моральных барьеров на пути извлечения прибыли. Они беззастенчиво эксплуатируют своих сотрудников, уклоняются от налогов, коррумпируют все ветви власти для того, чтобы как можно больше взять у общества. Есть еще ярко выраженная когорта предпринимателей-гедонистов, которые живут и работают только ради собственных удовольствий. Таких поддерживать просто бессмысленно.

Но наряду с этими представителями бизнес-сообщества, есть предприниматели-государственники, которые пытаются что-то сделать не только для себя, но и для общества, развивают социально ответственный бизнес. Такие люди, безусловно, нуждаются в защите, особенно когда их начинают «кошмарить» те или иные органы власти.

Есть также бизнесмены-«спортсмены», которые хотят во чтобы то ни стало быть первыми, лучше всех, для чего активно продвигают прогрессивные сферы бизнеса. Таких деловых людей также целесообразно поддерживать, так как их энтузиазм заразителен и способен стать здравым, конструктивным мотиватором для других.

Самому предпринимательскому сообществу, в свою очередь, также необходим институт уполномоченного, с которым они могли бы строить доверительные отношения, рассчитывая на взаимопонимание и поддержку. Все время жить во враждебном окружении, со всех сторон, ожидая только репрессий, «подстав и кидалова», просто невозможно.

Исходя из этих задач, Волгоградской области нужен омбудсмен, который, в первую очередь, займется проблемами бизнеса системно, а не будет рассматривать должность, как площадку для своей политической карьеры или некий сопутствующий социальный статус.

Как видится, омбудсмен должен добиваться не изменений, например, в законодательстве, а стабильности в регионе. Бизнес необходимо защищать от постоянных изменений правил игры, так как иначе предприниматели не в состоянии рассчитать свои расходы даже на среднесрочную перспективу. И если омбудсмен сможет урегулировать проблемы, возникающие между предпринимателями и чиновниками без судебных решений, используя административные рычаги, эффект от его работы будет несомненным.

Создание сильного института бизнес-омбудсмена может также стать хорошим сигналом и для инвесторов. Очевидно, что с усилением роли уполномоченного по правам бизнеса системные проблемы в региональной экономике никуда не исчезнут, однако может быть продемонстрирована попытка эффективного точечного реагирования на вызовы, на создание новых, партнерских форм сотрудничества власти и бизнеса в Волгоградской области.

Во внутри региональном измерении, главным приоритетом для бизнес-омбудсмена, как ожидается, должна стать защита прав собственности. По признанию самих инвесторов, готовых вкладывать средства, их в принципе устраивает положение дел в регионе, но они не могут работать в условиях, когда ставится под сомнение основа основ рыночной экономики — право собственности.

Однако не стоит тешить себя напрасными надеждами и ожидать, что бизнес-омбудсмен, даже если он получит государственный статус, сможет стать гарантом благополучия для всех бизнес-процессов, происходящих в регионе.

Очевидно, что из-за недостаточности ресурса влияния он сможет сосредоточиться только на решении каких-то ярких типичных проблем, чтобы создать необходимый прецедент и дать соответствующий сигнал всей бюрократической машине государства, как уместно и правильно работать с бизнес-сообществом.

Чтобы институт омбудсмена был действительно эффективным, необходимо создать еще ряд условий. Один из важных вопросов, требующих поиска ответа, это, конечно, адекватное финансовое обеспечение работы аппарата волгоградского бизнес-омбудсмена, которое позволяло бы привлечь и удерживать достаточно высококвалифицированных специалистов.

Источник: «Брифинг Клуба экспертов Волгограда».

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов