ДОЛГИ РОССИЯН ПО ЖКХ ВЫРОСЛИ НА 20%

Оплата услуг ЖКХ занимает третье место в структуре потребительских расходов россиян, свидетельствует официальная статистика. По данным Росстата об индексе потребительских цен в январе 2013 года, тарифы на жилищно-коммунальные услуги с января 2012 года выросли на 9,6%. Лидерами роста стали газоснабжение (14,3%), горячее водоснабжение (13,4%), отопление (10,5%). Возрастающие тарифы за ЖКУ и неэффективная работа предприятий коммунального сектора становятся объектом пристального внимания представителей различных органов власти и правоохранительных структур и недовольства граждан.

На фоне активного обсуждения наведения порядка в сфере ЖКХ объем проблемной задолженности россиян за коммунальные услуги продолжает возрастать. Так, согласно данным Росстата (данные за январь-декабрь 2012 года), просроченный долг граждан и организаций перед поставщиками электроэнергии, газа и воды в России вырос за год почти на 20% и составил 304,5 млрд рублей. При этом списаны в убыток 3,8 млрд рублей, что не могло не привести к росту стоимости этих услуг.

Долги по ЖКУ в стадии исполнительного производства, по данным ФССП, за минувший год возросли на 14%. В 2012 году в работе судебных приставов находилось 58,6 млрд рублей долгов данной категории (взыскано 23% — 13,7 млрд рублей), в 2011 году — 51,3 млрд рублей (взыскано 24% — 12,4 млрд рублей).

Ситуация свидетельствует об увеличивающейся нагрузке на суды и судебных приставов-исполнителей по делам в сфере ЖКХ, а также о росте объемов невзысканной судебной задолженности в пользу предприятий коммунального сектора.

В портфеле коллекторских агентств сегодня долги сферы ТЭК, ЖКХ составляют, по оценкам Sequoia Credit Consolidation, порядка 5-6% (в 2011 году. было 3-4%, в 2013 году прогнозируется 7-9%). В работу профессиональных взыскателей переходят в основном долги, уже прошедшие несколько этапов сбора и стадию исполнительного производства, с достаточно низким процентом возвратности.

Очевидно, что подобная политика взыскания задолженностей в сфере ЖКХ не может быть эффективной, поскольку практически не способствует сокращению темпов роста реальной просрочки и оставляет без внимания долги на ранних сроках.

Большинство компаний жилищно-коммунального сегмента пока не торопятся использовать  возможности эффективного управления просроченной дебиторской задолженностью и перенимать опыт коллег из банковской и иных сфер с более высоким уровнем оптимизации бизнес-процессов.

Несмотря на отсутствие реальных препятствий к передаче проблемных долгов на аутсорсинг и к сотрудничеству с профессиональными коллекторскими агентствами, игроки рынка ЖКХ не готовы к активной борьбе с просрочкой. Наибольший интерес к услугам профессиональных взыскателей проявляют пока небольшие частные управляющие компании, заинтересованные в повышении качества своей хозяйственной деятельности и снижении расходов.

«Система работы с долгами жилищно-коммунального сектора сегодня нуждается в переходе на качественно новый уровень, где возврат просрочки может быть обеспечен путем привлечения профессиональных коллекторских агентств. Процесс управления долгами должен быть эффективен и минимизировать уровень социального напряжения в сфере ЖКХ.

Организациям коммунальной сферы предстоит принять реалии рынка и понять, что для успешного развития бизнеса необходимо передавать долги уже на ранней стадии просрочки, не доводя их до уровня безнадежности и списания.

Грамотная политика возврата задолженностей таким образом будет способствовать повышению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и снижению темпов роста стоимости услуг ЖКХ», — считает генеральный директор коллекторского агентства Sequoia Credit Consolidation Елена ДОКУЧАЕВА.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов