РОМАН ГРЕБЕННИКОВ: «НАША ЗАДАЧА — СОЗДАТЬ ИНФРАСТРУКТУРУ СМЫСЛОВ»

grebennikov1Возрожденный буквально из пепла и пестрящий яркой мозаикой социально активной молодежи, съехавшейся со всех концов бескрайнего Советского Союза, город-герой Волгоград в 50-70-е годы прошлого столетия бурлил идеями и динамикой. Как результат — целая плеяда талантливых музыкантов, артистов, художников, литераторов, ученых, спортсменов, общественных деятелей… — которые прославили родной Волгоград не только в масштабах страны, но и всей планеты. С середины 90-х город словно впал в состояние анабиоза, из которого не может выбраться и по сей день. «Лучшие времена позади», — сетуют скептики. «Волгоград возрождается и его ждет счастливое будущее!» — уверен глава города Роман ГРЕБЕННИКОВ. И приводит убедительные аргументы в подтверждение.

Необходимо стимулировать поиск идей

Всегда найдется отрасль или сфера, развитие которой становится локомотивом развития других сфер и города в целом в определенный временной период. Для Волгограда 40-50-х — это была эпоха индустриализации, массового производства. Но мир быстро меняется. Основными показателями развития становятся не фондовые индексы или рентабельность капитала, а развитие образовательной системы, научно-технический потенциал. Homo economicus должен умереть. Таков, например, один из последних тезисов директора Института комплексных стратегических исследований, профессора Олега ВИХАНСКОГО. Наступило время вкладывать в интеллектуальный ресурс Волгограда.

Именно поэтому основной упор муниципалитет делает на образование, на развитие творчества, на поддержку общения преподавателей с коллегами из других регионов. И обратите внимание, большинство идей, которые изменяют наш город, было привезено из путешествий — предпринимателями и художниками в широком смысле. Все зависит от активности людей — деловой и культурной. Наша задача — создать инфраструктуру смыслов. А дальше — инициативы горожан. Дороги увеличивают шансы людей на встречи и взаимодействие. Образование провоцирует пытливость ума, спрос на новые постановки в театрах, выставки, интеллектуальное общение. И на создание точек притяжения…

Сформировавшаяся после выборов 2007 года команда мэрии начала с перестройки образовательной инфраструктуры Волгограда. Целью нашей работы стало — «раскачать людей»: стимулировать поиск новых идей, знаний и смыслов, уйти от стереотипов и стандартов. Прежде всего, мы инициировали создание системы грантов, которая позволяет учителям, как главным модераторам интеллектуального развития юных поколений волгоградцев, а, следовательно, модераторам появления и развития новых идей, общаться с коллегами из других регионов — бывать на конференциях, семинарах, открытых уроках. Частота появления новых идей зависит от частоты общения — от скорости взаимодействия их носителей. Поэтому муниципалитет поощряет обмен знаниями.

Импульсный проект — создание Дома учителя в здании, где располагался кинотеатр «Победа». Работы уже начаты. Там будут конгресс-центр, кинолекторий, музей педагога, дискуссионные площадки — все, что необходимо учителям для постоянного развития. В Доме учителя будут проходить открытые публичные лекции российских и зарубежных ученых. Проектом муниципалитет убивает двух зайцев: наполняет систему образования новыми знаниями, навыками и, что важно, — поднимает престиж профессии учителя. Соответственно передовые педагоги-новаторы в будущем внесут свой вклад в воспитание следующих поколений горожан качественно нового творческого уровня.

Муниципалитет снимает барьеры

Однажды я прочел в СМИ выступление профессора Иветты Михайловны ШАБУНИНОЙ, которая рассуждала о том, как важно вносить эклектику, игру в городское пространство. Мелочи изменяют лица городов, наполняют их содержанием.

Я считаю, что ситуацию в Волгограде возможно преломить. В Красноармейском районе поставлен памятник первой учительнице, в центре города — его основателю князю ЗАСЕКИНУ. Художник Андрей ВЫСТРОПОВ планирует поставить скульптурную композицию «За пять минут до любви» — в сквере между техническим и педагогическим университетами. Владелец галереи «Арт-Салон» Ирина БАСОВА, скульптор Сергей ЩЕРБАКОВ и архитектор Вячеслав ЮШИН планируют открыть памятник художнику Виктору ЛОСЕВУ, наверное, самому искреннему и непосредственному человеку, творившему в нашем городе…

Я очень доволен тем, что волгоградцам понравилась наша идея по установке светящегося дерева на Аллее Героев. Это как раз наполнение пространства смыслом. Место встречи. Точка пересечения маршрутов и судеб. Около дерева на самом деле назначают встречи и знакомятся. Как и у Ангела Города в Ворошиловском районе, у источников на Горной Поляне и в поселке им. Максима ГОРЬКОГО — в Советском, у скульптуры «Влюбленные» рядом с Новым экспериментальным театром (НЭТ). Таких точек должно быть много. Они должны появляться как можно чаще, привнося в среду новые смыслы и поддерживая скорость перемен. Большинство из них появляются благодаря частным и общественным инициативам. В идеале: муниципалитет создает инфраструктуру и снимает барьеры. А горожане наполняют городскую среду содержанием.

На новом качественном уровне возрождается Волгоградский муниципальный музыкальный театр. Пришли новые актеры. В разы увеличилась посещаемость. Собственный стиль сложился у «Молодежного театра» Алексея СЕРОВА. Уникальная личность! Пытаюсь подтолкнуть его к масштабным проектам. Он, правда, сопротивляется, хочет сохранить камерность.

Нам удалось стимулировать настоящий бум школьных театров. Сегодня работают и развиваются более полусотни школьных театров. В постановках задействовано более 2000 школьников. Представляете, что они сделают с городом лет через десять? Это именно тот случай, когда инфраструктура дала импульс творчеству.

Форма определяет содержание

Разумеется, мегаполис — это не только духовное ядро, но и его материальная оболочка. Поэтому в области строительства нами были изначально очень четко расставлены приоритеты — объекты жилья социального назначения и транспорта будут строиться в первую очередь. На сегодняшний день это уже начало приносить свои плоды. Мы вводим в эксплуатацию те объекты, которые были начаты в прошлом и позапрошлом годах. В частности, была поставлена задача запроектировать четыре физкультурно-оздоровительных комплекса/ФОКа. Мы ее выполнили. В результате в этом году сдаются два ФОКа — в Дзержинском районе на бульваре 30 лет Победы и в Тракторозаводском районе на улице Гороховцев. Там располагается универсальный зал, где можно будет заниматься борьбой, боксом, теннисом, гимнастикой, тяжелой атлетикой…

При этом добавлю, что земельные участки для комплексов выделялись именно там, где на сегодняшний день практически нет никаких спортивных объектов. Да, в Дзержинском районе есть центр водных видов спорта, есть ледовый каток, а вот универсального спортзала нет. То же самое до недавнего времени было и в Тракторозаводском районе. Сейчас же его жители получили великолепный объект спортивного назначения.

В этом году мы заложили ФОК в Кировском районе. Там предусмотрен большой зал с разборными трибунами, два плавательных бассейна. Плюс тренажерный зал и полный набор вспомогательных помещений. ФОК на улице Молодежной в Кировском районе примет первых своих гостей уже в следующем году. Кроме того, у нас на руках имеется еще один проект ФОКа, аналогичного тому, что возводится в Кировском районе. Он будет построен в Дзержинском районе, на улице 51-й Гвардейской. Строительством одних только ФОКов дело не ограничивается.

Еще одно направление деятельности – это строительство муниципального жилья. В последние три года построен и сдан в эксплуатацию целый ряд объектов. Это и малоэтажные дома на улице Зевина, девятиэтажка на улице Качалова, начато строительство жилого дома на улице Ломакина. Кроме того, ведется проектирование жилого дома в Тракторозаводском районе на улице Гидростроителей.

Администрация как муниципальный орган власти должна создавать правила игры. У нас есть Генеральный план города —продукт согласования двух разнонаправленных векторов силы. Первый определяет развитие города как деловой среды, бизнес-площадки. Второй — как места жизни, которое должно быть максимально комфортным. Первый постоянно изменяет направление. Второй консервативен. Поэтому генплан не может быть идеальным и верным для всех ситуаций. Он должен способствовать развитию города, а не блокировать идеи и инициативы. Например, благодаря активности экологических организаций будет сохранена лесопарковая зона с прудами в районе поселка Ангарский Дзержинского района, которая по сегодняшнему генплану запланирована под застройку.

Развитие транспорта генерирует общение

Предпринимается ряд мер по решению дорожной проблемы. И перспективы есть. Нет сомнения в том, что нужно достроить начатые в прошлые годы объекты. Прежде всего — продолжение 3-й Продольной магистрали в южной части Волгограда. Мэрия профинансировала проект развязки между северной и южной частями магистрали в Ворошиловском районе стоимостью около 1 млрд. рублей. Есть шансы получить финансирование из федерального бюджета. Во-первых, проект создаст рабочие места. Во-вторых, город получит пространственное развитие Красноармейского, Кировского и Советского районов. Появится возможность застройки свободных площадей Советского района, где минимальная в городе плотность населения. Наконец, за пределы города будет выведен транзитный транспорт, что даст возможность регулировать поток по существующим 1-й и 2-й Продольным магистралям.

Следующий прорывной проект — вторая очередь метротрама до Тулака, появятся три новые станции. Параллельно проектируются ветки метротрама в Дзержинский и в Советский районы. Чтобы дотянуть ветку до Волгоградского государственного университета при сегодняшних темпах понадобится 5-6 лет. Но уже есть технико-экономическое обоснование третьей очереди, которая пройдет под частным сектором в районе сельхозинститута, выйдет на правую сторону Университетского проспекта и протянется под землей до ВолГУ. Скоростной трамвай строится с 1985 года. Более 10 лет стройка вообще стояла, а деньги выделялись только на поддержание того, что уже построено. С 2007 года нам удалось кардинально изменить ситуацию. С каждым годом выделялось все больше и больше средств.

Модернизируется и автобусный парк. В 2008 году муниципалитет получил 92 автобуса, в 2009-м — еще 35. С 2011 года начнет реализовываться лизинговая программа, в рамках которой будет закуплено еще порядка 100 современных городских автобусов. Постепенно город будет разгружен от дикого ковбойского извоза «маршруток».

Следующая задача — связать весь транспорт в единую систему. В этой связи одним из самых важных инфраструктурных проектов мэрия считает тоннель под железной дорогой в районе Тулака. Действительно, проект убивает не двух, а сразу пятерых зайцев: решается проблема с пробками, уменьшается расход автомобильного топлива и соответственно выбросы отработанных газов в жилом микрорайоне Тулака, значительно снижается уровень шума. Тоннель увеличит скорость сообщения между северной и южной частями города и соединит два культурных центра Волгограда: старый, сложившийся в историческом Царицыне, и новый — формирующийся вокруг Волгоградского государственного университета (ВолГУ). Кстати, проект тоннеля выполнялся с тем расчетом, чтобы там в перспективе можно было бы пустить и троллейбус.

Хочу сказать и о строительстве троллейбусной линии в заполотновской части Центрального района. Сегодня уже есть проект: протяженность линии составит 2,2 километра, на ней будет насчитываться 11 остановок. Начать строительство планируется в следующем году с тем расчетом, чтобы в первом квартале 2012 года ее запустить.

Почему я подобно рассказываю о транспорте? Да потому, что именно развитие транспортной инфраструктуры вытащит людей из домов и квартир. Горожане станут чаще встречаться и общаться. А это — среда для идей и инициатив. Основа для эволюционного и одновременно прогрессивного развития мегаполиса.

Роман ГРЕБЕННИКОВ, глава Волгограда.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов