РОМАН ГРЕБЕННИКОВ: «ОТ ПЕРИОДА ВЫЖИВАНИЯ — К ЭТАПУ РАЗВИТИЯ»

volgograd_iconНевзирая на то, что после проведения VIII Международного инвестиционного форума в Сочи прошло уже достаточно времени, его результаты по-прежнему активно обсуждаются во многих регионах России. О значении участия в работе сочинского форума и инвестиционной политике миллионного Волгограда в целом мы беседуем с мэром города-героя на Волге Романом ГРЕБЕННИКОВЫМ.

- Роман Георгиевич, во время проведения инвестиционного форума в Сочи и по его окончании в целом ряде местных СМИ вышли публикации, авторы которых сетовали на то, что город Волгоград представлен был скромно и даже не разместил свои инвестиционные предложения в общем павильоне Волгоградской области. Почему так?

- Вопрос, почему городу Волгограду не нашлось места в общей экспозиции региона, думаю, правильнее будет переадресовать руководителям Волгоградской области. Тем не менее, это не помешало нам достойно представить на форуме свои инвестиционные проекты. Пусть их немного, пусть они не столь помпезно оформлены. Но они действительно свежи и инвестиционно привлекательны. Достаточно привести пример инвестиционного проекта «Актив-Сити», реализуемого при поддержке администрации Волгограда компанией «Стройцентр «Волга». На сегодняшний день это первый и единственный проект межрегионального масштаба. В основу его концепции заложен европейский опыт размещения многофункциональных комплексов. Подбором земельного участка, максимально полно отвечающего требованиям этого проекта, занимался непосредственно комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда. «Актив-Сити» расположится в микрорайоне «7 Ветров» Дзержинского района. Со стороны муниципалитета уже подготовлена вся согласительная документация для инвесторов. Одним словом, приходи и строй.

aktivcity

- А придут? Ведь и в лучшие (в экономическом аспекте) годы российские и иностранные инвесторы не проявляли особого рвения, хотя и подтверждали наличие огромного инвестиционного потенциала и у города Волгограда, и у Волгоградской области в целом…

- Обязательно придут. Кризис не вечен. Тем более что уже заметны точки роста. Почему не приходили? Ответ, полагаю, многим известен и я не хотел бы сейчас ворошить прошлое. Могу ответственно заявить, что администрация Волгограда в своем нынешнем составе прикладывает все возможные и невозможные усилия для исправления сложившейся ситуации. Но сделать экономику Волгограда притягательной для завидных инвесторов по взмаху волшебной палочки или изданием какого-нибудь «чудо»-постановления просто невозможно. Инвесторы — если мы говорим о серьезных инвесторах, а не о деятелях спекулятивного плана — народ предельно расчетливый и осторожный. Они долго присматриваются, прежде чем надолго прийти. Таковы законы мирового бизнеса.

Нельзя говорить, что к нам только присматриваются. Мы ощутили приток инвесторов в течение 2007-2008 годов. Например, в строительстве и девелопменте. И как только эта отрасль в целом по России снова войдет в стадию роста, Волгоград вновь ощутит проявление значительного инвестиционного интереса. Сектор недвижимости в Волгограде — в буквальном смысле непаханное поле. Поскольку потребность мегаполиса и в жилье, и в коммерческих объектах, прежде всего, гостиничной инфраструктуры, по-прежнему колоссальна.

И необязательно инвесторы будут инорегиональные или иностранные. Достаточно свободных финансов и внутри самого региона. Но нет решительности их вкладывать именно здесь. Поскольку бизнес хочет видеть четкие и прозрачные правила игры и получать надежные гарантии от властей. Если внешних инвесторов это волнует в несколько меньшей степени — их интересы подчас защищены связями с влиятельными персонами федерального уровня, то волгоградские хотят видеть гарантом сохранности своих инвестиций местные власти в лице мэра или губернатора.

- Говоря об инвестициях в экономику города, довольно часто подразумевают под этим такие сферы, как недвижимость, ритейл, индустрию развлечений. И обходят вниманием промышленность, коммунальное хозяйство и ряд других очень важных сфер.

- Задача муниципалитета как раз и состоит в том, чтобы не просто зазывать к себе инвесторов, но и направлять их в нужном направлении. На протяжении нескольких последних лет модно и выгодно было вкладываться в те сферы бизнеса, которые Вы перечислили. Это объяснимо: быстрая оборачиваемость вложений — «короткие деньги», рост рынка и, как следствие, высокий уровень маржи. В настоящий момент рынок этот встал, но не от насыщения, а от кризисных явлений во всей экономике. Но экономика — своего рода сообщающийся сосуд: если где-то убыло, то где-то обязательно прибудет. Талант инвестора состоит в том, чтобы обладать чутьем в предугадывании того, где именно прибудет, и вкладываться на нижней точке туда. Так, например, сейчас очевидно, что потенциалом роста обладает отечественный аграрный сектор и перерабатывающая промышленность. Обусловлено это, прежде всего, ростом цен на импортное продовольствие (как готовую продукцию, так и сырье) и одновременным снижением уровня доходов населения. Покупатель сегодня голосует кошельком. Поэтому в выигрыше те, кто способен предложить рынку качественный товар по доступной цене. Замечу: это не перспектива, а уже реальность. Например, наш «Волгомясомолторг» в последние месяцы стабильно увеличивает объемы и ассортимент выпускаемой продукции и дополнительно набирает сотрудников. Радует в этом плане «Ансей ВМК», «Помидорпром», «Конфил» и целый ряд других предприятий. Поэтому считаю, что в краткосрочной перспективе инвестирование активно будет направлено в пищевую промышленность. Мэрия Волгограда будет по максимуму способствовать этому процессу.

major_1

- Произвести продукцию — это только полдела. Надо же еще ее и реализовать. А препоны, которые ставят на пути местных производителей крупные ритейлеры, уже стали притчей во языцех…

- В Волгограде, как и во многих крупных мегаполисах России, проблему эту удалось решить. На изменение принципов работы торговых сетей изначально повлияла сама городская администрация, которая предложила путем диалога найти компромисс. Ну а кризис ускорил данный процесс. Ведь снижение уровня доходов населения сказывается и на ритейле. Торговой сети для нормального ведения бизнеса нужна не гипотетическая маржа с импортного товара, пылящегося на полке по причине своей высокой стоимости, а реальный оборот. Поэтому торговый бизнес и вынужден был обратить взор на отечественную продукцию. В первую очередь, местную — это позволяет экономить еще и на транспортных расходах. Уже сейчас ритейлеры рапортуют, что по ряду номенклатур доля отечественной продукции достигает 50%. Весной-летом 2010 года по большинству товарных групп эта цифра будет 75% и выше.

Каждое крупное муниципальное образование кровно заинтересовано в том, чтобы на прилавках магазинов было представлено как можно больше товаров местных производителей. И отнюдь не из-за патриотических чувств. Больше местных товаров — больше объемы производства — больше новых рабочих мест — больше поступлений в бюджет в виде налогов.

- Роман Георгиевич, не лукавите ли Вы, когда говорите о том, что ждете инвесторов с распростертыми объятиями? Достаточно вспомнить недавнюю чехарду с коммунальными операторами и скандалы с заменой частных подрядчиков на МУПы в сфере благоустройства…

- Ожидал подобного вопроса. Если позволите, начну с муниципальных унитарных предприятий. Новые МУПы в Волгограде создаются не ради дополнительных поступлений в бюджет — хотя и это немаловажно. Они организовываются там, где мэрия должна обеспечивать гарантии выполнения тех своих функций, что предписывает 131-й федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В последнее время оппоненты часто обвиняют нас в том, что, дескать, мэрия избрала в этом вопросе подход, не приемлемый с точки зрения развития свободного рынка. Я отвечаю: хорошо, господа обиженные предприниматели. Но тогда получается неприемлемо и то, что в Риме все таксомоторы принадлежат муниципалитету? И это в стране с богатым капиталистическим прошлым, на родине основополагающего сегодня Римского права!

Или возьмем для примера Германию или Грецию, где во многих городах именно муниципалитеты осуществляют сбор, вывоз и переработку мусора. И не потому, что нет желающих этим заняться среди частного бизнеса. Просто это является социально важным аспектом функционирования города. И сбои в работе таких механизмов, которые нередко возможны в бизнесе, просто недопустимы.

Объясню позицию администрации Волгограда и в части работы с коммунальными операторами. Сегодня я, Роман ГРЕБЕННИКОВ, готов признать, что мы совершили ошибку, доверив ЖКХ Волгограда частной компании. Но ошибка наша не в том, что выбрали не того подрядчика — к его работе у нас как раз нет серьезных нареканий. Более того, уверен, мы поступили разумно и дальновидно, избрав такой подход к решению многолетней коммунальной проблемы. Ошибка в том, что мы решили, как говорят в таких случаях, побежать впереди паровоза. Наша инициатива оказалась недееспособной в условиях несовершенного конкурсного законодательства. Правовая структура муниципальных органов власти в России, по сути, только формируется. И, к моему великому огорчению, нам — российским муниципалитетам — предстоит набить еще немало шишек в попытках вести свою работу, полагаясь на успешный европейский или американский опыт, где институты местного самоуправления существуют уже многие столетия.

- То есть Вы решили отказаться от стороннего инвестора?

- Ситуация вынудила нас пойти на этот шаг и взять все в свои руки. На сегодняшний день коммунальное хозяйство города возвращено в муниципалитет. Мы вовремя вывели коммунальные мощности из-под управления стороннего коммунального оператора и сумели за лето и осень подготовить город к отопительному сезону. Да, это было безумно тяжело, и рано еще праздновать победу — впереди тяжелая зима. Но уже сегодня — осенью 2009 года мы формируем план работ по модернизации коммунального хозяйства на внеотопительный период 2010 года. Теперь мы можем прогнозировать и объемы работ, и сроки их выполнения. Поскольку теперь инвестором выступаем мы сами — жители Волгограда, ежемесячно оплачивающие коммунальные услуги, в которых заложены не только расходы на оплату энергоносителей, зарплаты работников коммунальной сферы и налоги, но пусть и небольшая составляющая для модернизации и развития ЖКХ. Таким образом, инвестором выступают как сами волгоградцы, так и бюджет города — в части налогов, поступающих в городскую казну от коммунальных платежей.

major_2

- С 18 по 20 ноября в Москве пройдет 2-й Национальный инвестиционный форум «Муниципальная Россия». С какой программой едет на него мэр Волгограда Роман ГРЕБЕННИКОВ?

- На форум я еду с программой выживания. Не хочу излишне драматизировать, но реальность такова, что у нас в Волгограде сейчас не этап развития, а период выживания. Как, наверное, и во многих других муниципальных образованиях. Я еду на «Муниципальную Россию» перенимать успешный опыт моих коллег из других крупных городов. И, конечно же, с радостью поделюсь своим опытом выживания в условиях кризиса. И вынужденно приобретенным опытом борьбы с безнадежно устаревшей бюрократической машиной внутри региона.

Вслед за спадом всегда следует подъем. В развитии гражданского общества, в развитии экономики. А потому я более чем уверен: «звездный час» Волгограда еще впереди. Мы обладаем настолько мощным инвестиционным потенциалом, которому еще предстоит громко «выстрелить» тогда, когда во многих других российских городах он уже будет близок к истощению. Еще ЧЕРЧИЛЛЬ говорил: «Русские долго запрягают, но быстро едут!».

Беседовал Виталий АРЬКОВ.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Один комментарий к “РОМАН ГРЕБЕННИКОВ: «ОТ ПЕРИОДА ВЫЖИВАНИЯ — К ЭТАПУ РАЗВИТИЯ»”

  1. A/H1N1:

    Областным властям: дайте карт-бланш Ромику. А вдруг парень и взаправду Волгоград из дерьма вытащит?

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов