Если рассматривать рынок недвижимости Волгограда в сравнении с рынками других городов ЮФО, то получается несколько противоречивая картина. С одной стороны, в городе-миллионнике Волгограде строится жилья в 4 раза меньше чем в 800-тысячном Краснодаре и вдвое меньше чем в 600-тысячном Сочи. С другой — Волгоград, являясь далеко не самым благополучным с точки зрения уровня жизни населения городом, характеризуется ценами на первичном рынке выше, чем и в Краснодаре, или Ростове-на-Дону (касается это в первую очередь жилья эконом-класса) — значительно более развитых и «богатых» городах. Однако если рассматривать все сопутствующие факторы, то развитие ситуации представляется вполне закономерным и логичным. Высокие цены в городе — это как раз причина небольшого объема строительства и высокого дефицита на первичном рынке. То есть спрос на жилье существует, если не учитывать временные кризисные колебания, но обеспечить его качественным и адекватным рынку предложением застройщики не в состоянии.
Причина этому — очень внимательный контроль администрации города за соблюдением требований СанПиН. Согласно им, строительство многоэтажной недвижимости в центральной части Волгограда практически невозможно. Поэтому предлагается возможность комплексного освоения крупных территорий на окраинах города. Привлекательной эта возможность не является, так как строительство крупных проектов на окраинах несет в себе слишком много рисков. Во-первых, спрос на жилье в таких районах является достаточно низким, все хотят жить ближе к центру. Во-вторых — затраты на подведение коммуникаций и социальную инфраструктуру делают себестоимость строительства каждого квадратного метра достаточно высокой, окупить которую при данном уровне спроса будет непросто.
Вот и получается, что в центре строить нельзя, а на окраинах — не выгодно. Поэтому в последние несколько лет число выданных под МЖС участков в Волгограде можно пересчитать «по пальцам». Негативную роль играет и финансовый кризис, в связи с которым спрос на объекты жилой недвижимости снизился, а банковское финансирование получить практически невозможно.
Несмотря на все трудности работы в сегменте проектов комплексного освоения территорий, именно они, являясь практически единственным возможным для девелоперов вариантом, составляют значительную часть всех строящихся объектов жилой недвижимости. На стадии возведения находятся 4 проекта, общая площадь которых после полной сдачи в эксплуатацию составит 734 тыс. кв. м. Самый крупный из проектов КОТ Волгограда — «Снегири» компании «ПСК «Евро-Дом». Общая площадь комплекса составляет 400 тыс. кв. м, он расположен в Дзержинском районе Волгограда. На территории комплекса будет обустроена вся необходимая социальная инфраструктура, включая детские сады, школы, торговые центры и т.д. Остальные 3 проекта, это: «Янтарный город» (ВЗ ЖБИ №1) площадью 124,4 тыс. кв. м, «Волгоград-Сити» («Инвест-Строй») на 150 тыс. кв. м и «Олежкина Слобода» («Прозелит Строй») на 60 тыс. кв. м. Все они расположены в разных районах города и также подразумевают полный набор необходимой социальной инфраструктуры.
Еще 3 проекта КОТ на стадии проектирования не успели войти в фазу активной реализации до кризиса. Теперь это практически невозможно, ввиду сложностей с привлечением банковского финансирования и снизившейся платежеспособностью покупателей. Самый крупный из этих проектов — «Ангарский» (застройщик — «Волгопромстрой»), предполагающий строительство 2,3 млн. кв. м многоэтажного и малоэтажного жилья. Проект был заявлен в 2008 году, располагается на 450 га и содержит полный набор социальной и развлекательной инфраструктуры. Общий объем инвестиций, необходимый для его реализации — порядка 43,5 млрд. руб. В период кризиса такое финансирование найти крайне сложно, поэтому дальше заявлений застройщик пока не продвинулся.
Большинство строящихся сейчас объектов (в т.ч. в рамках проектов КОТ) планируется к сдаче в 2010-2011 гг. По прогнозам MACON Realty Group, в этот период будет сдано 634 тыс. кв. м — почти 80% всех строящихся объектов. И еще 167 тыс. кв. м будет введено в эксплуатацию в 2012 г. Учитывая, что в связи с кризисом на рынке новых проектов почти не появляется, этот объем если и будет увеличен, то очень незначительно.
Уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что в 2011-2012 гг. низкие объемы ввода жилья вызовут жесточайший дефицит на рынке недвижимости Волгограда. Ситуация последних лет, когда превышение спроса над предложением вызывал о реакцию застройщиков в виде увеличения цен усилится и усугубится.
Планируемый объем ввода многоэтажного жилья по классам, кв. м
Класс |
2009 г. |
Доля |
2010 г. |
Доля |
2011 г. |
Доля |
2012 г. |
Доля |
элитный |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
50 000 |
80% |
бизнес |
10 148 |
4% |
119 573 |
33% |
104 099 |
100% |
X |
0% |
эконом |
251 734 |
96% |
252 524 |
67% |
X |
X |
12 744 |
20% |
Итого: |
261 882 |
100% |
372 096 |
100% |
104 099 |
100% |
62 744 |
100% |
До кризиса, при сопоставимой себестоимости строительства, средняя цена квадратного метра на первичном рынке Волгограда составляла порядка 57 тыс. руб. Это на 15% больше чем в Краснодаре или Ростове-на-Дону в тот же момент времени. При этом необходимо учитывать, что по уровню развития бизнеса, доходам населения и инвестиционной привлекательности последние 2 города стоят далеко впереди Волгограда. Это подтверждает и последний рейтинг Forbes, согласно которому Краснодар в рейтинге лучших нестоличных городов для ведения бизнеса занимает 1 место, Ростов-на-Дону — 6, а Волгоград лишь 20.
Единственной объективной причиной, по которой цены в Волгограде держались на столь высоком уровне, был большой объем неудовлетворенного спроса. Застройщики, увеличивая стоимость квадратного метра, имели возможность фильтровать покупателей с помощью ценовой политики и обеспечивать потребности только наиболее богатой части клиентов. Основной же объем спроса оставался неудовлетворенным.
Поэтому даже с приходом кризиса спрос еще несколько месяцев держался на прежнем уровне, рынок отреагировал на экономическую нестабильность с запозданием. К ноябрю 2008 года, когда по всей России цены уже снизились на 5-7%, в Волгограде они продолжали пребывать на докризисном уровне. И только в начале 2009 года произошло резкое снижение цен на первичном рынке на 10%. С того момента до начала второго полугодия, стоимость квадратного метра в городе снижалась на 3-4% в месяц. Летом же падение несколько приостановилось, так цены на рынке достигли критической отметки.
Сейчас стоимость квадратного метра на первичном рынке Волгограда составляет порядка 42 тыс. руб. Это на 35% меньше, чем октябре 2008 года, когда этот показатель достиг пикового значения. Цена в эконом-классе составляет около 41,5 тыс. руб., в бизнес-классе — 44 тыс. руб. Разница в ценах между бизнес-классом и эконом-классом составляет не более 5%, тогда как до кризиса она находилась на уровне 26%. Этот тренд отмечен не только в Волгограде, но и в остальных городах ЮФО, и России в целом. В кризис спросом пользуются только объекты минимальной стоимости.
Снижение цен стало реакцией застройщиков на значительное уменьшение количества сделок на первичном рынке. В Волгограде основную часть потребителей жилой недвижимости (порядка 75%) составляют местные жители. Остальные 25% — представители Москвы и Северных регионов страны. Первые в подавляющем большинстве случаев приобретают недвижимость в целях улучшения жилищных условий, а вторые — с целью инвестирования в растущую в цене жилую недвижимость и последующего проживания. Когда пришел кризис обе категории покупателей значительно снизили свои запросы — инвесторы просто ушли с рынка, а местные жители, испытав на своем кошельке последствия экономической депрессии, были вынуждены отложить решение о покупке. Кроме того, такой популярный раньше инструмент, как ипотечные займы для покупки жилья, также перестал быть доступным для населения. Спрос снизился почти на 80%, оставшись только в сегменте самых доступных малоформатных квартир, которых становится все меньше.
Зависимые от заемных средств, в такой ситуации застройщики вынуждены сокращать объемы строительства. Сейчас, когда банковское финансирование затруднено, а число дольщиков сократилось в разы, девелоперам остро не хватает денежных средств на продолжение возведения своих объектов. Практически все проекты на начальных стадиях заморожены, а на более поздних — строятся темпами ниже заявленных.
Консультантами MACON Realty Group еще в конце прошлого года было заявлено, что для того чтобы рынок жилой недвижимости Волгограда смог преодолеть кризис с минимальными потерями, необходимо государственное вмешательство. В случае господдержки строительной отрасли города в размере 3 млрд. руб., все строящиеся объекты будут введены в эксплуатацию, а большинство девелоперов продолжат работу. Тогда было озвучено и еще одно условие — снижение цен на жилье, но оно к сегодняшнему дню уже выполнено и даже перевыполнено местными компаниями.
Чего до последнего времени нельзя было сказать о государственном участии. Ситуация начала улучшаться в августе 2009 года, когда в СМИ вышла новость о поддержке строительной отрасли Волгограда. Минрегионразвития РФ предоставит крупнейшим компаниям города госгарантии по кредитам. В число этих компаний попал и «Волгоградский завод ЖБИ №1», который строит порядка 25% жилья в городе. Размер поддержки пока не определен. Как не было совершено и каких-либо реальных шагов по реанимации строительной области. Однако само внимание властей к проблемам отрасли уже внушает оптимизм.
Очевидно, что ввиду географических особенностей Волгограда, рынок недвижимости и впредь будет развиваться преимущественно за счет проектов КОТ. Пока их реализация затруднена, поскольку несет в себе серьезные затраты. Однако если руководство города при поддержке федеральной власти начнет брать на себя затраты по обеспечению всей необходимой инженерной инфраструктурой, будет участвовать в подобных проектах в рамках частно-государственного партнерства, то развитие рынка недвижимости будет происходить намного активнее.
Выиграют от этого все. И застройщики, которые получат возможность реализовывать свои проекты с надлежащей нормой рентабельности. И местные жители, которые будут приобретать жилье по приемлемым ценам, поскольку дефицит будет снижен. И сама мэрия Волгограда, которая, наконец-таки, снимет острую проблему недостатка жилья в городе, а также сможет сохранить налогооблагаемую базу компаний строительной отрасли.
Илья ВОЛОДЬКО, генеральный директор
консалтинговой компании MACON Realty Group.
Вот интересно, понравятся ли факты, изложенные в материале, мэру Волгограда Гребенникову? Они ведь в несколько ином разрезе, нежели рапорты мэрской пресс-службы, предстваляют ситуацию на строительном рынке Волгограда.
Как и в случае с Высотой 102 — тоже в суд подавать станут, защищая невесть откуда взявшиеся «честь и достоинство»?
Городу необходимо развиваться вширь. Так как этот процесс влечёт за собой развитие инфраструктуры и дорог. Конечно, строить в центре это значит подключаться к уже существующим электросетям, водоснабжению загружать и без того перегруженные дороги. Это выгодно застройщикам, но абсолютно не самому городу и его жителям. Это путь в тупик.
Это значит что часть города так и будет напоминать трущобы, а другая, задыхаться от тесноты в центре.
Необходимо создавать новые центры концентрации бизнеса, жилых районов (элитного, бизнес, эконом класса)а не застраивать культурно-исторический центр.
а жителям города важно покупать жилье по более или менее адекватным ценам? или развитие города вширь первичней?
аксиома: жильё строится не потому, что это кому-то выгодно, а потому, что треть и более средств разворовывается. именно поэтому строят даже когда оно никому не нужно. да и не по карману. вот хоть страдальца за народ А.А. Куприкова спросите.
вторая аксиома: городу нужно развиватьбся вширь — на запад в сторону максимки. и частью за волгу. а не в длину. а вообще, несмотря на точечную застройку, когда вместо ларька с хлебом у вас во дворе за две недели ставят 16-этажку, в самом центре волгограда даже пустыри ещё не извели. вот ведь парадокс!
Не впервый раз уже встречаю исследования Макона по строительной отрасли. Как мне показалось, более всего вас привлекает Черноморское побережье. Анализ сегментов строительного рынка Волгограда встречаю очень редко. В чем причина: настолько «мёртвый» и бесперспективный город или просто руки не доходят?
Дмитрию — мы занимаемся всем ЮФО достаточно детально и стараемся это делать на постоянной основе. но большую часть информации мы собираем в рамках кокнкретных проектов, к работе над которыми нас привлекают. так уж получается, что по Волгограду таких проектов меньше…уж так объективно сложилось, что побережье для девелоперов и инвесторов более интересно.
АНДРЕЙ, с первой аксиомой я совсем не соглашусь… какая-же это аксиома. я всегда считал, что в большинстве случаев жилье строится потому, что это кому-то выгодно)