ГАЛИНА ЕГОРОВА: «ЧТО ПОСЕЕМ, ТО И ПОЖНЕМ»

Проект национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», подготовленный Минобрнауки РФ по инициативе Президента России, поступит на рассмотрение в правительство в июне, как было заявлено — после «широкого обсуждения». Стоит отметить, что данная инициатива уже получила большой резонанс в обществе. Своими соображениями относительно проекта с нами поделилась Галина ЕГОРОВА, заместитель председателя комитета по образованию Волгоградской городской Думы.

egorova

- Галина Викторовна, каковы в целом Ваши впечатления от идей, изложенных в национальном проекте «Наша новая школа»?

- Я встретила данный проект с оптимизмом! В нем изложены мысли, которые все учителя в один голос и уже не один год пытаются донести до общественности. Начинается новый проект со слов, что «реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал». Выражаясь иными словами, инвестиций в наших детей — сегодняшних и завтрашних учеников. По большому счету, могу сказать, что это первый случай, когда образовательная реформа или проект вообще начинается с подобных заявлений. На мой взгляд, это прямое доказательство тому, что сегодня мы стоим на пути настоящих преобразований и возрождения лучших традиций. Наконец мы поняли, что будущее государства напрямую зависит от школы, поскольку сегодня в руках педагогов находятся люди, которые уже через пару десятилетий будут управлять нашим обществом.

История образования указывает на то, что школа является системообразующим началом всякого государства. Вспомним политику укрупнения деревень 60-х годов — там, где закрывались школы, постепенно вместе с населением исчезали все атрибуты государственности, даже дороги…

Без школы нет государства — это понимают все. Роль школы в судьбах народов неоднократно проявлялась в истории. По словам БИСМАРКА, франко-прусскую войну выиграл немецкий учитель, подготовивший идеологически сильнейшую армию. Поэтому первые слова национальной инициативы «Наша новая школа» о предстоящих инвестициях именно в человеческий капитал в наше непростое время — звучат обнадеживающе и указывают на бодрость духа и далеко идущие планы нашего правительства. Я бы назвала проект «Наша новая школа» своего рода нравственным прорывом. Важно только, чтобы этот прорыв был правильно истолкован на местах, а инициативы правительства были поддержаны и реализованы должным образом.

- Насколько известно, в проекте много говорится о роли, нравственном облике педагогов и способах их поддержки…

- В данном проекте меня порадовала мысль о том, что школы нуждаются в новом поколении учителей, любящих и умеющих работать с детьми, причем не обязательно с педагогическим образованием. Полностью с этим согласна. Учитель, в первую очередь, должен быть чутким, отзывчивым, внимательным к детям человеком, а уж потом только преподавателем, владеющим педагогической методикой.

Что касается необходимости внедрения новой системы оплаты труда, то соглашусь с тем, что зарплата должна зависеть от качества и результатов педагогической деятельности. Но на качество работы педагога в школе влияют не только факторы интеллектуального роста и активной жизненной позиции. Педагог должен быть элементарно сыт, хорошо одет, здоров. Помните, еще ЧЕХОВ говорил: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…». Он должен иметь возможность купить хорошую книгу, отдохнуть во время отпуска. Ему во время проведения занятий нужна помощь вспомогательного персонала, владеющего умениями пользоваться современной техникой и оборудованием. Сегодня прежняя система оплаты труда предполагает, что, например, учитель информатики за почасовую оплату проведенных уроков еще должен быть программистом, системотехником, создателем сайтов, обучить всех остальных педагогов пользоваться интерактивной доской, полечить все компьютеры в школе от вирусов, загрузить новые программы… Обязанностям нет числа! Это неправильно. Должен быть специально обученный персонал, помогающий учителю качественно провести занятие. И не должен он на перемене бежать дежурить в фойе с первого этажа на третий, это могут осуществлять взрослые люди — дежурные по режиму.

Слишком многого мы хотим от учителя, а заработная плата так низка, что не позволяет сохранить профессиональное достоинство. А это — ах как важно для педагога! Ведь быть заботливым, внимательным, добрым и щедрым душой в наше время нелегко. Думаю, кадровый потенциал мы все же сохранили, нужно теперь людей поддержать, которые работают не за страх, а за совесть. И обязательно пополнить школы новыми поколениями современных молодых людей.

- В рамках проекта Дмитрий МЕДВЕДЕВ предлагает одновременно с реализацией стандарта общего образования выстроить разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей. С помощью каких инструментов можно этого достичь?

- Прежде всего, нужно создать такую систему условий обучения, при которых уже в школьном возрасте дети раскрыли бы свои возможности и подготовились к жизни в высокотехнологичном обществе. Это и интересные лаборатории для занятий естественными науками, и богатейшие библиотечные фонды, уютные читальные залы, спортивная база. Элементарно — вкусная и полезная пища, чистая вода, медицинское обслуживание. Но еще не менее важна образовательная среда — кипучая деятельность научного общества учащихся, возможность общаться с представителями вузов, учеными-исследователями, интересными людьми города. Дети должны видеть как можно больше образцов, не только тех, в кавычках, которые навязывают нам СМИ. Больше местных РОСТРОПОВИЧЕЙ, ЛИХАЧЕВЫХ, НАРОЧНИЦКИХ, АСТАФЬЕВЫХ, РОШАЛЕЙ на беседах с детьми в школах.

- Как Вы относитесь к предложению обновления образовательных стандартов? Ведь предлагается разбить учебные дисциплины на обязательные и выбираемые учеником самостоятельно.

- Неоднозначно. С одной стороны, я согласна с тем, что образовательные стандарты уже давно требуют пересмотра. Но вот что касается деления школьных дисциплин на обязательные и факультативные, то здесь я была бы осторожна в суждениях. Предоставив свободу выбора детям, мы серьезно рискуем. Наш российский менталитет таков, что любые послабления мы можем использовать себе же во вред. Устоявшаяся в российском образовании прусская система преподавания, на мой взгляд, является наиболее оптимальной и пригодной для нашей страны. Популяризация демократичности в образовании — это не что иное, как продолжение темы ЕГЭ, бакалавриата и так далее. Но, я считаю, что англо-американская система преподавания никогда не приживется на российской почве. Если и делить школьные дисциплины на обязательные и факультативные, то только в соотношении 75% против 25% соответственно, а не наоборот, как это предлагается. Учащиеся должны иметь стандартный багаж знаний по основным дисциплинам. А в старших классах нужно дать возможность приобрести базовые профессиональные навыки по свободному выбору.

- Одним из ключевых направлений развития общего образования, согласно национальной инициативе, является также модернизация современной школьной инфраструктуры…

- Я бы сказала, что это одно из наиболее важных направлений, озвученных Дмитрием Анатольевичем МЕДВЕДЕВЫМ. Проблема всеобщей неблагоустроенности школ звучит сегодня остро как никогда раньше. По большому счету, российские общеобразовательные учреждения в части состояния зданий и сооружений не финансировались должным образом на протяжении уже лет тридцати. Данный вопрос заслуживает особо пристального внимания. Думаю, что сегодня муниципалитету, какая бы ни была тяжелая ситуация с финансами — ни в коем случае нельзя уменьшать и так небольшие расходы на ремонт и содержание зданий, ведь больше школам и детским садам надеяться в этом вопросе не на кого!

Сегодняшним учащимся на выходе из школы также не хватает элементарных практических навыков. Вспомните, как раньше выглядел учебный процесс и, в частности, уроки труда. Дети на практике осваивали важные бытовые умения. Сегодня же большинство школ довольствуется лишь теорией, а все из-за того, что их материально-техническая база давно изношена. Труд стал технологией, музыка — музыкальной теорией, рисование — изобразительным искусством, письмо и чистописание — орфографическими правилами. Мы не даем детям видеть, трогать, чувствовать — подменяем все это лишними теоретическими знаниями.

В целом же, как говорится в проекте, и нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, и санитарные правила и нормативы питания, и требования к организации медицинского обслуживания учащихся, и требования к обеспечению школьной безопасности, — все это на самом деле является актуальной задачей, стоящей перед государственными органами и педагогами. Надеюсь, что планам правительства суждено сбыться.

Беседовала Евгения СОКОЛОВА.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов