АВТОБАН В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ

Волгоградская область может получить долгожданный шанс включиться в амбициозную стройку, способную изменить социально-экономическую перспективу региона. Речь идет о прокладке через Волгоград автобана, соединяющего европейскую часть России и Китай. В случае успеха этого проекта, о необходимости которого в Москве и городе-герое на Волге говорят как минимум три года, Волгоградская область превратится в один из стратегических регионов РФ, сопоставимый по своему транзитному потенциалу с крупнейшими портовыми центрами страны.

most

Волжский транзитный проект по созданию транспортного моста «Восток — Запад» предполагает организацию прямого автомобильного сообщения по линии «Россия — Казахстан — Китай». По информации из открытых источников, одно из возможных направлений этого проекта «Ростов-на-Дону — Волгоград — Вишневка — Джаныбек — Актобе» с последующим выходом к границе с Китаем по существующим транспортным магистралям Казахстана.

По мнению авторов идеи, реализация этого проекта позволила бы сделать транспортную систему России более привлекательной для транзитов грузов, в том числе нефти и газа. Губернатор Волгоградской области Николай МАКСЮТА ознакомил с представленными мэрией Волжского наработками Президента РФ Дмитрия МЕДВЕДЕВА, после чего глава государства рекомендовал региональным властям подготовить и направить на его имя предложения по участию федерального Центра в реализации транзитного проекта.

При строительстве нового транспортного коридора, способного соединить Россию, Казахстан и Китай, «волжский проект» вряд ли является оптимальным — по крайней мере, в части отстаивания стратегических российских интересов, а также экономических интересов Волгоградской области. Во всяком случае, тот его вариант, что был озвучен: отправная точка проекта — Ростов-на-Дону и далее на восток, вплоть до границ с КНР).

Этот проект, несомненно, выгоден ростовским политическим и деловым элитам, однако он не способствует принципиальному изменению транспортного и геоэкономического статуса Волгоградской области, которая в этом случае становится всего лишь «транспортным придатком» для Ростовской области. Не способствует такая конфигурация транзитного проекта и стратегическим интересам РФ, руководство которой сделало ставку на развитие портовой инфраструктуры северо-западных областей страны, ориентированной на судоходные ресурсы Балтийского моря и развитие торгово-экономических отношений со странами Евросоюза.

Предлагаемая «волжским проектом» транспортная схема соединяет (через волгоградский узел) юг России с Казахстаном и КНР (стратегическая линия «Запад — Восток»). Однако для перспективного развития Волгоградской области, по мнению ряда экспертов, требуется иная транзитно-полюсная модель — по стратегической линии «Север — Юго-Восток».

Напомним, что в настоящее время федеральный Центр предпринимает активные усилия по развитию портовой инфраструктуры страны. В первую очередь, внимание уделяется морским портам на северо-западе России (Ленинградская область). Соединение портовых терминалов качественным автомобильным сообщением является необходимым условием успеха стратегии транспортной модернизации Федерации.

Для Волгоградской области представляется перспективным встраивание в транспортный проект, который бы не только был экономически выгоден региону, но и способствовал бы увеличению политического веса волгоградских региональных элит в московских коридорах власти. Именно по этому принципу строят свою транспортную и инфраструктурную политику ростовские руководители — для них разработка и реализация экономически выгодных проектов неотделимы от решения задачи укрепления позиций «ростовского лобби» в Москве. «Волжский проект» нового транспортного коридора, имеющий начало в Ростове-на-Дону, вполне возможно, появился на свет не без поддержки амбициозно мыслящих ростовских стратегов, сидящих в кабинетах на Большой Садовой улице (здесь расположено Южное полпредство) в столице Донского края.

По мнению ряда волгоградских экспертов, при разработке проекта строительства стратегического автобана «Россия — Казахстан — Китай» стратегам из города-героя следует делать ставку не на транспортное сопровождение экономических и политических интересов ростовских элит, а на, во-первых, модернизацию уже имеющейся автомагистрали «Москва — Волгоград», и, во-вторых, проектирование «восточного автобана» непосредственно из Волгограда в Казахстан и КНР — как продолжение модернизированной «московской трассы». Ставка на трассу «Москва — Волгоград» как на первый элемент «восточного автобана» является не самоцелью: в этом случае новый транзитный проект будет вписан в северо-западные транспортные коридоры (которые уже соединяют Москву с Санкт-Петербургом и портовыми терминалами с выходом в Балтийское море). Очевидно, что важную роль в реализации проекта «восточного автобана» будет играть мост через Волгу, практически уже построенный в Волгограде.

Другими словами, развернув отправную точку «восточного автобана» с южного «ростовского» на северное «московское» направление, Волгоградская область получит гораздо большие возможности для реализации масштабных экономических проектов (завязанных на весьма влиятельный сегодня «питерский капитал») и для усиления позиций волгоградских элит в Москве (где все те же «питерские группы интересов» представлены самым убедительным образом).

«Московская модель» строительства автобана исключает трансформацию статуса Волгоградской области в транспортный придаток одного из регионов РФ и, напротив, повышает статус города-героя на Волге до уровня стратегического логистического узла, «закрывающего» регион Южного Поволжья, а также территории, находящиеся в непосредственной близости от границ Центральной Азии, и соединяющие их, как с «китайским полюсом», так и с русским Северо-Западом. Кстати, есть веские основания полагать, что китайской и казахстанской сторонам перспектива создания глобального транспортного модуля, соединяющего — через «волгоградский узел» и модернизированную «московскую трассу» развитые центры Казахстана и КНР с северо-западными портами России — будет не менее интересна, чем «прорыв» к транспортному терминалу Ростова-на-Дону.

Хотя, как отмечает волгоградский политолог Александр СТРИЗОЕ, «безусловная логика есть и в «ростовском варианте» строительства автобана, который поддерживает, судя по всему, также администрация Волгоградской области: он дает возможность Казахстану и Китаю — через транзитную инфраструктуру Ростовской области — выйти на рынки Украины и далее — по южному маршруту — в государства Юго-Восточной Европы и ЕС».

Очевидно, что новый автомобильный транспортный маршрут, соединяющий российские регионы с Казахстаном и Китаем, рано или поздно будет построен. Пока еще остается открытым вопрос о точном маршруте «нового восточного транзита». Волгоградская область будет вписана в него в любом случае. Однако только от активности и энергии волгоградских элит зависит, в каком статусе регион выступит в этом проекте.

По мнению экспертов, очень многое при выборе того или иного варианта строительства автобана будет значить позиция руководства партии «Единая Россия». Единороссы сегодня по сути уже стали государственно-образующей партией. И они наверняка будут самым активным образом участвовать в определении формата архитектуры нового восточного транзитного проекта. Это означает, что заинтересованным сторонам — потенциальным участникам «восточного транзита» — следует уже сегодня заручиться поддержкой партийного руководства «Единой России».

Андрей СЕРЕНКО.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Один комментарий к “АВТОБАН В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ”

  1. яков:

    Тема затронута очень интересная и перспективная в дальнейшем развитии.
    К сожалению, действительность в статье уважаемого автора несколько искревленна,а мнение одного эксперта из параллельной сферы выглядит куцым.
    Ссылка же на позицию руководства ПЕдР при выборе трассы «автобана» как решающего фактора просто глупа.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов