Внесенный Правительством России в Государственную Думу ФС РФ законопроект о повышении пенсионного возраста на пять лет — до 65 лет — для мужчин и сразу на восемь лет — до 63 лет — для женщин вызвал горячие споры в обществе.
И лишь на первый взгляд может показаться, что все общество консолидированно против пенсионной реформы (она, к слову, подразумевает не только повышение возрастной планки выхода на пенсию).
Немало сограждан поддерживает её и ещё больше воспринимает как неизбежное, поскольку это здравомыслящие реалисты.
В отношении обсуждаемой пенсионной реформы до сих пор не сказал своего веского слова Президент России Владимир ПУТИН. Как отметил его пресс-секретарь Дмитрий ПЕСКОВ, глава Российского государства пока не принимал участия в её обсуждении с членами кабинета министров, однако очевидно, что в самое ближайшее время это произойдет.
Ранее я уже высказывал мысль, что присоединение Владимира Владимировича к обсуждению пенсионной реформы будет сопровождено предложением с его стороны, как минимум, снизить заявленную Правительством России по максимуму возрастную планку для женщин, скажем, до 60 лет, а её старт сделать мягче.
Вряд ли стоит ожидать полного отказа от реформы, иначе бы и кабинет министров, и парламент столь серьезно ей не занимались в настоящее время.
Напомню, что сейчас депутаты нижней палаты Российского парламента обсуждают детали не только в профильных думских комитетах и с экспертами, но и со своими избирателями в округах.
На мой взгляд, повышение пенсионного возраста, пусть и не до 63/65 лет, увы, необходимо. Как бы нам не хотелось обратного. И приводимые чиновниками аргументы отражают объективную реальность. Их много, и формат колонки не позволит подробно рассказать даже об основных.
При этом речь идёт о гражданской пенсии (по старости), в то время как ведомственная (Минобороны, МВД, ФСБ, Росгвардия и т.д.) остаётся пока неизменной в части условий её получения. А это немалая часть нашего общества, давайте честно признаем данный факт.
Смягчить реформу может переформатирование накопительной части пенсии, когда она приобретёт больше качеств банковского продукта.
Заново изобретать колесо не нужно — есть опыт (позитивный и негативный) и развитых стран Европы, и бурно развивающихся стран Азии.
Если совсем коротко, то начало выхода на пенсию устанавливается индивидуально в каждом конкретном случае, в каждом конкретном договоре. Хочет человек начать получать такую пенсию, скажем, уже в 55 лет — пожалуйста. Однако он должен быть готов к тому, что её величина будет ощутимо ниже, чем, скажем, если он начнет получать в 65 лет.
Также должен реально быть рабочим механизм, когда накопленная человеком сумма может быть потрачена на оплату неотложного хирургического вмешательства и в целом дорогостоящего лечения, если это не покрывается ОМС и/или ДМС.
При этом и в законе, и в договоре должно быть четко прописано, на какую долю от общего накопления может рассчитывать гражданин. Скажем, в пределах 30%.
Три важных момента. Первое: пенсия из такого пенсионного фонда не может быть пожизненной — ровно до тех пор, пока есть накопленные человеком средства и проценты по ним. Поэтому в договоре должно быть это оговорено в деталях: величина ежемесячных выплат и общий срок.
Второе: подобная пенсия не может быть выплачена человеку одномоментно при наступлении прописанного в договоре возраста — в т.ч. и по причине мошенничества третьих лиц в отношении пожилых людей.
Третье: в случае ухода человека из жизни ранее прописанного в договоре пенсионного возраста или до истечения выплаты всей накопленной суммы с процентами, она становится предметом наследования.
Однако в отличие от традиционного банковского депозита не может быть выплачена одномоментно — только зачислена на аналогичный пенсионный счет наследника/наследников.
Опять-таки во избежание мошенничества и отправление пожилых родственников к праотцам ради обналичивания их пенсионных накоплений.
И ещё. В спорах о пенсионной реформе мы взываем государство к исполнению своих обязательств, но стараемся не вспоминать про свои собственные. И про необходимость отчисления с «белой» зарплаты, и про обязанность по Конституции беречь свое здоровье.
Мы справедливо ругаем государство за по-прежнему невысокое качество общего медицинского обслуживания и «плохую экологию», но редко кто из нас ругает себя за табакокурение, чрезмерное употребление спиртных напитков и стимулирующих веществ, излишества в еде и недостаточное занятие физкультурой.
Переход к ЗОЖ непрост, однако лучше побороть свои привычки и лень, чтобы иметь шанс выйти на пенсию в 65 лет и прожить до 83 лет, нежели «не отказывать себе в маленьких радостях», выйдя на пенсию в 60 лет и померев уже в 63 года. А, может, и раньше наступления пенсионного возраста.
Т.е. бороться необходимо не только за свои права с государством, но и за своё здоровье с ленью и пофигизмом.