Около двух месяцев назад начала работу Общественная Дума Волгограда. Ее появление стало одним из самых резонансных событий в масштабах не только региона, но и всей России. Стартовавший в Волгограде пилотный проект «Новая модель местного самоуправления» стал первым шагом в грядущей общероссийской реформе местной власти. Для совершенствования системы органов местного самоуправления было решено сформировать их, начиная с низового уровня, а именно с внутригородских районов крупных городов. Каковы первые результаты действия новой модели? Чего удалось достигнуть за прошедший месяц? Об этом мы побеседовали с Ириной СОЛОВЬЕВОЙ — членом Центрального совета Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС), председателем Общественной Думы Волгограда.
— Ирина Анатольевна, кого и как выбирали в состав Общественной Думы?
— В декабре 2013 года и в январе 2014 года усилиями более 60 общественных организаций, включающих и отраслевые профсоюзы, и организации инвалидов, молодежи, участников и ветеранов боевых действий, предпринимательские сообщества «Деловая Россия» и «ОПОРА России», была проведена подготовительная работа, которая позволила уже в феврале текущего года провести собрания жителей в каждом из 8 районов города и избрать на них депутатов в районные Общественные Думы. Всего было выбрано 157 человек.
Порядок избрания депутатов в районные Общественные Думы, предусмотренный пилотным проектом, обеспечил более широкое представительство различных слоев населения города в этом общественном органе местного самоуправления. Сегодня уже всем очевидно, что столь разноплановый состав создает хорошую базу для согласования и гармонизации интересов горожан.
— Кто оплачивает работу общественных депутатов?
— Депутаты районных Общественных Дум работают исключительно на общественных началах. Для них это вполне естественно, потому что все они уже не первый год участвуют в деятельности различных общественных организаций в свободное от основной работы время. Так что для них депутатство стало еще одной формой общественной работы.
Выдвижение кандидатами в депутаты людей с активной жизненной позицией, обладающих лидерскими качествами и имеющих опыт работы с людьми, позволил сформировать качественно новый состав депутатского корпуса. В него входят люди неравнодушные, искренне болеющие за свой город и желающие изменить жизнь в нем в лучшую сторону.
— Есть ли конкретные примеры того, как Общественная Дума смогла повлиять на ту или иную ситуацию?
— Таких примеров немало, несмотря на то, что Общественная Дума приступила к работе всего два месяца назад. Важно, что власть начинает реагировать, пусть не всегда профессионально и эффективно, но главное, чтобы началось это движение.
Вот только некоторые проблемы, к их решению, судя по заявлениям руководителей города, они намерены приступить в ближайшее время, — модернизация очистных сооружений, срочный ремонт дорог и уборка улично-дорожной сети.
На минувшем заседании городской Думы большинство депутатов поддержали наше предложение удовлетворить протест прокурора города об устранении выявленных нарушений, когда некоторые фирмы, организующие питание в школах города, получали необоснованные материальные преференции.
— Что изменилось в руководстве городом после того, как начала работу Общественная Дума?
— Подвижки в изменении стиля работы руководителей города есть. Власть начала больше общаться с населением. Так, на публичный отчет главы администрации Волгограда Александра ЧУНАКОВА пускали всех желающих, а не по предварительной регистрации, как это было раньше. До этого мы неоднократно настаивали на том, что и публичные слушания, и отчеты руководителей нужно проводить максимально демократично и открыто.
Отдельно хочу отметить, что возросла активность горожан, общественные организации все чаще выходят на нас со своими предложениями.
Недавно, например, мы провели «круглый стол» с предпринимателями, на котором те предложили ограничить максимально возможный рост арендной платы за год, пересмотреть страховые выплаты для предпринимателей и ввести преференции для тех, кто только начинает свой бизнес. Также предприниматели заявили о необходимости приблизить власть к народу, спустить полномочия в районы и пересмотреть межбюджетные отношения.
В ближайшее время в Общественной Думе также в режиме «круглого стола» пройдут обсуждения и других наиболее злободневных проблем, касающихся жизнедеятельности и развития города.
— А простые жители в состоянии повлиять на ситуацию?
— Именно это и является целью проекта по реформированию местного самоуправления — пробудить общественную активность, привлечь как можно большее число граждан к участию в местном самоуправлении и помочь в продвижении инициатив. В результате городские проблемы будут решаться только в интересах жителей. Как это и должно быть!
У нас есть ряд нормотворческих предложений по внесению изменений в правовые акты Волгограда, которые затрагивают интересы жителей города. Нами также подготовлены обращения, которые касаются вопросов рационального использования муниципального имущества, целесообразности его приватизации, а также необходимости разработки концепции управления имуществом, муниципальными акциями и долями в предприятиях.
Кроме того, мы обратились к контрольно-счетной палате Волгограда и по вопросу сокращения затрат на содержание администрации на сумму более 250 млн рублей, которые были заявлены в начале этого года при утверждении структуры администрации города, поскольку реального сокращения мы так и не наблюдаем.
Помимо всего прочего необходимо разобраться, почему город недополучил в бюджет более 600 млн рублей от размещения рекламы.
Хочу также отметить, что по ряду вопросов нормативно-правовых актов Волгограда есть заключения экспертов, согласно которым не все рассматриваемые городской Думой решения соответствуют действующему законодательству. По этому вопросу мы также выскажем свое мнение.