СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ — СТИМУЛ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА

svobodaОдной из наиболее обсуждаемых тем последних недель стало возможное объединение Волгоградской и Астраханской областей в Нижневолжский край. Обсуждали причины и поводы, способы слияния и его последствия. И, пожалуй, лишь член Клуба экспертов Волгограда, доктор философских наук, профессор Александр СТРИЗОЕ озадачился вопросом будущего статуса нынешних столиц обоих регионов: «Проблема статуса Астрахани в новообразовании может быть решена путем превращения ее в город федерального подчинения». Позволю себе развить ценную мысль Александра Леонидовича в том аспекте, что, согласно здравому смыслу, всем крупным российским городам было бы рациональнее придать статус отдельного от области/края субъекта Федерации. По примеру имеющих его сейчас Москвы и Санкт-Петербурга.

В первую очередь, речь может идти о городах-миллионниках. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, это (в порядке убывания численности населения) Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа и Волгоград. Существует и такое понятие как город-субмиллионник, то есть крупнейшие города России, численность населения которых свыше 700 тысяч человек, но пока не дотягивает до 1 миллиона. Это: Пермь, Красноярск, Саратов, Воронеж, Краснодар и Тольятти. При этом, Пермь, Красноярск, Воронеж и Саратов являются межрегиональными центрами, своего рода «хабами» социально-экономического развития и притяжения близлежащих регионов.

Почти все перечисленные города — доноры для своих субъектов. Так исторически сложилось, что именно в крупных городских агломерациях сосредоточены промышленность, торговля и другие наиболее высокооборотные сектора экономики.

В тоже время далеко не все российские мегаполисы имеют возможность достойно развивать сами себя. Несмотря на серьезные суммы собираемых налогов со своей территории, при разделе пирога регионального консолидированного бюджета они зачастую оказываются на положении «бедных родственников». Ежегодные осенние межбюджетные войны (регион — город) давно уже привычная часть местной политической жизни. Доходит порой до абсурда: хорошим считается не тот мэр, что умеет создавать инвестиционно привлекательную атмосферу на подведомственной территории и повышать собираемость налогов, а тот, который умеет «работать локтями» и способен сформировать мощное прогородское лобби из членов губернаторской команды и депутатов регионального парламента. Это еще один наглядный «результат» добровольно-принудительного создания вертикали власти в России.

Если же между мэром и губернатором пробегает черная кошка, то столица региона вообще оказывается на осадном положении. А случается подобное все чаще и чаще: по мере того, как в кресла губернаторов федеральный центр присылает «варягов» и протеже прокремлевских олигархов: весьма исполнительных в роли «ока государева», но, за редким исключением, абсолютно недееспособных в качестве хозяйственников и радетелей своего региона. Мэры же, в большинстве своем, всенародно избранные, а потому считающие свою власть более легитимной. И находит коса на камень…

Именно желанием «подмять» под себя строптивую и богатую (в сравнении с остальным регионом) столицу субъекта Федерации, на мой взгляд, и объясняется вся эта мышиная возня с переходом от мэров к сити-менеджерам. То, что эффективно работает в цивилизованной Европе — абсолютно бесполезно в России пока у нас существует (не только в милиции) «палочная система» и подобная доказавшая свою управленческую несостоятельность «вертикаль власти». Но это уже лирика…

Переподчинение крупнейших городов — столиц регионов напрямую Администрации Президента в статусе отдельного субъекта Федерации, как мне кажется, решит не только вышеописанные политические проблемы. Куда важнее решение проблем экономических. Разумеется, нельзя говорить о том, что город в качестве отдельного субъекта Федерации будет оставлять себе все налоги и не делиться с регионом. Как и сейчас, основная их часть может перечисляться в общефедеральный бюджет. Но распределяться в обратном направлении они должны по четкой, закрепленных федеральным законом пропорциях (а не так, как губернатор вздумается). Чтобы и у города, и у региона был стимул зарабатывать (чем больше доход — тем больше и отчисляемых налогов), а не вести иждивенчество, как мы можем наблюдать все в большем числе регионов.  Более привлекательным он станет и для инвесторов. Ведь у представительного органа муниципальной власти (городской Думы) появятся полномочия в принятии законодательных актов, в том числе, и повышающих инвестиционную привлекательность экономики города.

Переподчинение городов-миллионников и субмиллионников напрямую Центру позволит им также более активно участвовать в федеральных программах развития. Сейчас практика такова, что именно администрация региона аккумулирует все заявки от муниципалитетов на участие в федеральных программах, передает их в соответствующие ведомства и ведет переговоры с правительством. Мэры городов могут заниматься продвижением своих заявок и проектов на федеральном уровне по факту лишь кулуарно. А если между мэром и губернатором или его окружением отношения натянутые, то действия градоначальника преподносятся как превышение полномочий и используются любые поводы, чтобы наказать «выскочку». Вплоть до того, что заявки от городов нарочито долго «отлеживаются» или «блуждают» по кабинетам региональной администрации, чтобы «не успеть» в отведенные Центром сроки подачи.

Есть множество и других эффективных способов «отомстить» чересчур самостоятельному мэру. Например, перечислить из регионального бюджета в муниципальный предусмотренные на ремонт дорог средства только в ноябре-декабре, когда городские власти по объективным причинам уже не в состоянии их освоить до концам календарного года и они должны быть возвращены. Параллельно с этим в подконтрольных губернатору СМИ поднимает вой о неспособности мэра даже дороги отремонтировать…

Открывающихся экономических возможностей перед крупными российскими городами в случае обретения ими статуса отдельного субъекта Федерации много. Как много и других очевидных плюсов. А потому данная тема, вне всякого сомнения, будет одной из обсуждаемых в экспертном сообществе. Приглашаю к дискуссии на пространстве PolitRUS всех, кому есть что сказать по этому вопросу.

Виталий АРЬКОВ.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов