Активность локальных протестных групп в российских регионах выражается сегодня по преимуществу в подготовке видеообращений к федеральным органам власти, а не в проведении уличных акций. Однако незначительное количество пикетов и митингов по локальным социальным темам усиливает резонанс вокруг каждого мероприятия в таком формате, повышая и связанные с этим политические риски для губернаторов и глав муниципалитетов, прежде всего в контексте реакции федерального центра на такие проблемные ситуации.
В 2025 году федеральная власть будет тестировать подходы к работе с проблемной региональной повесткой, которые могут быть эффективно применены в ходе парламентской кампании 2026 года. В этом контексте заявленные на XXII съезде «Единой России» месседжи Владимира ПУТИНА о значении «идеологии ответственности» и необходимости поддерживать высокую результативность работы каналов обратной связи вполне могли быть адресованными не только депутатам от партии, но и губернаторскому корпусу.
Тематика видеообращений, подготовленных группами жителей регионов накануне «Прямой линии» с президентом, еще раз свидетельствует: в число приоритетных тем локальной проблемной повестки входят расселение аварийного и ветхого жилья, дефицит социальной инфраструктуры, а также экологическая тематика. В ряде случаев подобные сюжеты могут становиться и потенциальным поводом для уличной протестной активности.
Отметим, например, прошедший в Ульяновске пикет жителей города и медработников против объединения Детской специализированной психоневрологической больницы №1 с ГКБ св. апостола Андрея Первозванного.
В экологической сфере потенциал роста протестной активности может быть связан прежде всего с реальными или ожидаемыми перспективами вырубки зеленых насаждений, функционированием мусорных полигонов или вредными выбросами.
Так, среди обращений на «Прямую линию» с главой государства можно выделить жалобу жителей Солотчи (Рязанская область) по поводу предполагаемых планов передачи в аренду части ближайшего леса под строительство глэмпинга.
Экологические протестные кампании могут получать федеральный резонанс в случаях, если проходят в регионах, реже находящихся в фокусе внимания общенациональных медиа. Вспомним, например, кампанию против создания песчаного карьера около села Заокское в Рязанской области, пик которой пришелся на весну-начало лета 2022 года.
В 2025 году предвыборные кампании состоятся в ряде регионов, где ранее уже проходили резонансные протестные кампании, затрагивающие сферу стройкомплекса. Среди них — Кубань или, например, Новосибирская область. У политических игроков в таких регионах появляются дополнительные стимулы поддержать локальные протестные кампании в рамках подготовки не только к ЕДГ-2025, но и к парламентской кампании-2026.
При этом круг политиков, обычно работающих с локальными протестными группами, может расшириться. На оппозиционном фланге внимание к таким ситуациям может усилиться не только со стороны КПРФ, но и партии «Справедливая Россия — За правду», «Яблока» (в регионах, где у этой партии есть активные отделения), ЛДПР и «Новых людей».
Дмитрий ОРЛОВ, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК).