Осенью традиционно происходит сезонный рост протестных настроений, на фоне которого обычно усиливается и готовность граждан к участию в различных акциях протеста по локальной проблематике.
По данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) на 8 — 10 ноября 2024 года 50% респондентов предположили, что при проведении акций протеста в их населенных пунктах к ним присоединились бы «много» участников. На 29 сентября этот показатель составлял лишь 47%…
На фоне общественной консолидации вокруг президента такие настроения несут с собой некоторые риски — в основном для руководителей регионального и местного уровня. Но и в этой сфере интенсивность и массовость таких акций, как правило, остается ниже, чем до 2020-года.
Тем не менее для региональных и муниципальных властей уже ЕДГ-2025 будет связан с более высоким уровнем рисков, чем кампании 2024 года, а значит, необходимо комплексное реагирование на вызовы локального уровня. В этих условиях уже в первой половине 2025 года может усилиться тренд на постепенную активизацию протестных акций по местной проблематике под эгидой как инициативных групп, так и оппозиционных партий.
Важным поводом для протестной активности остается градостроительная тематика — прежде всего в городах-миллионниках.
Такие кампании могут развиваться при активной поддержке одного оппозиционного игрока (митинг против принятия Генплана в Краснодаре под эгидой КПРФ). Но в ряде случаев активное взаимодействие с жителями по проблемным темам могут осуществлять как оппозиция, так и «Единая Россия» (судебный процесс, касающийся возможности строительства в Шуваловском лесопарке в Санкт-Петербурге).
В этих условиях оптимальной тактикой губернаторов становится прямая работа с потенциальными точками напряженности. Пример — личная встреча главы ХМАО Руслана КУХАРУКА с жителями Нижневартовска для разрешения противоречий по поводу строительства храма в их микрорайоне.
Весьма специфична ситуация в регионах, граничащих с зоной проведения СВО. Примечательны получившие федеральный резонанс акции протеста из-за социальных проблем переселенцев из Большесолдатского и Суджанского районов Курской области. Реагирование на эту ситуацию потребовало участия федеральных чиновников, а объектом недовольства протестующих стали не только региональные, но и муниципальные власти.
В рамках федеральных трендов — это может стать фактором, стимулирующим более плотную работу центральных структур «Единой России» с приграничными районами. В том числе, благодаря гуманитарным проектам, реализация которых также способствует получению информации непосредственно от местных жителей.
Показательно, что значение работы с жителями приграничных районов Курской области с привлечением штаба общественно поддержки партии, волонтеров и МГЕР неоднократно подчеркивал врио секретаря Генсовета «Единой России» Владимир ЯКУШЕВ.
Возрастает вероятность проведения под непосредственным контролем федеральных властей аудита в муниципалитетах, наиболее уязвимых в условиях проведения СВО (включая подобные районы предвыборных Брянской и Ростовской областей). Такой прямой аудит может быть мотивирован тем, что власти субъектов не всегда могут оперативно отреагировать на недоработки местных властей в случае, если местные игроки связаны с влиятельными группами муниципальных элит.
Один из примеров — критика активными гражданами главы Суджанского района Курской области Александра БОГАЧЕВА — племянника предыдущего многолетнего руководителя этого муниципалитета Николая ИЛЬИНА.
В конце 2024-го — начале 2025 года в ряде регионов может возрасти риск стихийных акций протеста в связи с проблемами ЖКХ, а весной-летом — из-за экологической проблематики.
Одним из способов превентивного реагирования властей субъектов на такие вызовы становится взаимодействие с социально ориентированными НКО. Пример — новый формат общественных инициатив на муниципальном уровне, заявленный губернатором Челябинской области Алексеем ТЕКСЛЕРОМ в ходе Южно-Уральского гражданского форума.
Дмитрий ОРЛОВ, к.и.н., генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК).