В преддверии Единого дня голосования (ЕДГ-2024) при относительной стабильности рейтинга других партий произошло определенное снижение поддержки КПРФ. Так, по данным ВЦИОМ, в период с 21 июля по 11 августа рейтинг этой партии снизился с 10,1% до 9,1%.
Это вряд ли существенно изменит ситуацию в регионах с традиционным доминированием коммунистов на протестном фланге. Но может подтолкнуть другие оппозиционные силы плотнее работать с социальной повесткой, а их спикеров — активнее посещать предвыборные города и регионы, где баланс сил между такими партиями более пластичен.
Можно отметить тактику ЛДПР — внесение в ГосДуму законопроекта о праве на досрочную пенсию для всех педагогических работников. Показательно и посещение Леонидом СЛУЦКИМ Челябинска, где предстоят выборы в горДуму, а соотношение уровня поддержки КПРФ и ЛДПР в ходе предыдущих кампаний неоднократно менялось.
Сохраняется тренд на возросшее внимание ключевых партий к проблеме миграции.
Ожидаемо, что с этим вопросом работает ЛДПР, для которой эта тема — одна из базовых. Примечателен законопроект этой партии о запрете неквалифицированным мигрантам перевозить семьи в Россию. К этой теме обращаются ряд узнаваемых спикеров КПРФ и партии «Справедливая Россия — За правду» — последняя призвала обязать трудовых мигрантов проходить дактилоскопию при въезде в страну.
Однако такое внимание к сюжету может привести к девальвации подобной активности оппозиционных игроков с точки зрения колеблющегося электората крупных предвыборных городов.
В подобных условиях преимущества могут получить партии, которые оперативно переориентируются на другие актуальные темы. Среди примеров — усиление акцента на защиту прав автовладельцев со стороны «Новых людей» или внимание «Единой России» к теме развития образовательных учреждений.
На фоне обсуждения в федеральных медиа атаки ВСУ на Курскую область в предвыборных регионах может возрасти внимание избирателей к кандидатам, связанным с волонтерским движением (с учетом объединения вокруг них активных граждан, участвующих в оказании гуманитарной поддержки приграничным регионам), а также к политикам с силовым бэкраундом.
В первую очередь это становится преимуществом «Единой России», выдвинувшей 342 участника СВО на выборах различных уровней, а на оппозиционном фланге — ЛДПР и в меньшей степени КПРФ.
В регионах, где одновременно с муниципальными выборами в административных центрах проходят губернаторские кампании, одним из факторов укрепления позиций кандидатов от «Единой России» становится активное взаимодействие глав субъектов с федеральными властями.
Так, врио главы Вологодской области Георгий ФИЛИМОНОВ в ходе рабочей поездки в Москву обсуждал с руководством Минтранса России строительство малого транспортного кольца Вологды, а также иные меры по увеличению транспортной доступности и туристической привлекательности города — реконструкцию аэропорта и перспективы запуска скоростных поездов «Финист».
Другой пример — визит главы Минздрава России Михаила МУРАШКО в Челябинск, в ходе которого с губернатором Южного Урала Алексеем ТЕКСЛЕРОМ обсуждались новые проекты по модернизации медучреждений первичного звена.
На повестку предвыборных кампаний в муниципальные и региональные представительные органы оказывает влияет и эффективное взаимодействие с федеральными властями руководства наиболее экономически благополучных субъектов.
В частности, мэр Москвы Сергей СОБЯНИН и вице-премьер России Дмитрий ЧЕРНЫШЕНКО в августе осмотрели новые корпуса научно-исследовательского кластера МГТУ им. Н.Э. БАУМАНА, что позволяет дополнительно акцентировать внимание на повестке развития инфраструктуры образования города в преддверии выборов в Московскую городскую Думу.
Можно предположить, что с учетом подобного опыта в ходе подготовки к парламентским выборам-2026 под эгидой «Единой России» будут созданы новые механизмы для взаимодействия кандидатов лояльного пула, губернаторов и федеральных властей с целью более эффективного сопряжения стратегических инициатив с локальной повесткой.
Дмитрий ОРЛОВ, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК).