ПОЛИТОЛОГ ИЛЬЯ ГРАЩЕНКОВ О «ЦИФРОВОМ ЛЕВИАФАНЕ»

ИЛЬЯ ГРАЩЕНКОВ

На этой неделе много шума наделал закон о цифровизации воинского учета. Коллеги заговорили о том, что государство перешло «красную линию», отделяющую его от тоталитаризма. Да и вообще, многие сделали выводы о том, что Россия первой из стран перешла к доминированию цифровых прав над реальными.

Возможно, что многие из тезисов — справедливые, но приняты данные решения были точно не из стратегических соображений, а скорее всего, чисто случайно.

Цифровизация в России стала культом во многом потому, что кажется идеальной заплаткой для недостроенного государства. Вот и сейчас, по-швабски смелый выпад против традиционных прав просто совпал с потребностью навести порядок там, где, по словам [Дмитрия] ПЕСКОВА, был бардак.

Но цифровизаторы и вправду перешли важную черту невмешательства в частную жизнь граждан. Хотя это звучит слишком патетично. Скорее, так: оно (государство — прим.) неожиданно влезло туда, где его давно отвыкли ждать.

Население привыкло, что оно выживает самостоятельно. Такой пакт о взаимном ненападении во многом и был устоявшимся социальным договором нашего племени головотяпов, позволяющим народу и власти долгое время сосуществовать в отрыве друг от друга.

Поэтому мобилизация — это частный случай, но они постепенно собираются в порядок. Началось все с налоговой, потом появились камеры на дорогах, судебные приставы. Это постепенно начало раздражать народ, который привык, что суровость закона компенсируется необязательностью его исполнения, а бедность — относительной свободой для выживания.

Упорядочивание — еще не есть государство. Сама концепция хозяина, сильной руки, проистекает из вечного чувства вины населенца, как у гоголевского кучера Селифана, который просил его выпороть: нужно посечь, потому что мужик балуется, порядок нужно наблюдать! Но любви к хозяину порка не прибавляет, скорее наоборот, менее чем через сто лет Селифаны стали жечь усадьбы своих господ. При том, что Российская Империя была куда более достроенным государством, чем нынешняя молодая Федерация.

У нас же структура сложилась из случайных институций, которые каким-то магическим образом обрели силу своих полномочий. И вот, именно в цифровизации система власти увидела возможность своего воплощения, построения того, что она полагает тем самым государством в образе Левиафана.

Но цифровому гиганту приходится иметь дело с народом-бурундуком, который умеет противостоять всему, что хочет его подсчитать и упорядочить. Стратегии выживания населения формировались годами, еще с советских времен.

На любой вызов народ готов ответить ловкостью и хитростью, например, от повестки уйти в леса и на чердаки или массово бойкотировать систему, пока она сама не сломается под грузом невыполненных задач.

Увы, но невозможно построить государство на цифровом сервисе, который еще и обернулся врагом гражданского общества. Услуги стали не только навязанными, но и опасными для жизни. Люди это чувствуют и потому готовятся защищаться кто как умеет.

Источник: телеграм-канал «The ГРАЩЕНКОВ».

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов