Введение новых практик в школьном образовании, на мой взгляд, давно назревшая необходимость, направленная, прежде всего, на сохранение исторической памяти и формирование высокого патриотического сознания у подрастающего поколения.
Как сказал Михаил ЛОМОНОСОВ, «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Более того, введение новых практик в российском школьном образовании в целом направлено на формирование национально-гражданской идентичности молодых россиян.
Нынешние школьники — это завтрашний день страны, будущее которых непременно связано с тем, как они формируются сегодня, какими будут те, кому через несколько лет предстоит работать на процветание страны. В процессе обучения закладываются основные жизненные принципы, ценностные и культурные предпочтения и т.д.
Основой выбора жизненных траекторий подрастающего поколения должна стать готовность принять вызовы современного общества, сохраняя активную жизненную позицию, гражданственность, коммуникативные навыки.
Учитывая, что сегодня в условиях неопределенности предпочтения и ценности подрастающего поколения подвергаются значительным изменениям, подобные практики призваны способствовать воспитанию чувства патриотизма среди молодежи. Но важно понимать, что эти практики должны вызывать подлинный интерес у школьников, а это зависит от педагогических работников.
В связи с тем, что многие годы военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения уделялось незначительное внимание, дискуссии на уроках «Разговоры о важном» позволят школьникам сформировать активную гражданскую позицию и добавят осознанности в учебной деятельности. Представляется целесообразным также углубленное изучение основ конституционного строя России в рамках предмета «Обществознание» с целью развития правового сознания учащихся.
В Адыгее нововведения в школах восприняты с пониманием и интересом. Являясь председателем Общественного совета при Министерстве образования и науки Республики Адыгея, я непосредственно с этим знакома.
На августовском совещании педработников республики отмечена востребованность и важность новых практик в сфере школьного образования. В образовательных учреждениях воссоздаются различные формы военно-патриотического воспитания, возрождается традиция проведения детских военно-спортивных игр.
В процессе обновления концептуальных основ системы образования особое место занимает воспитательная работа, синтезирующая как достижения, так и недоработки в вузах. Очень важно организовать воспитательную работу в вузе не только в рамках образовательного процесса, но и во внеучебное время, поскольку именно в студенческие годы наиболее актуальны вопросы личностного и профессионального самоопределения.
Сегодня воспитательная работа выходит на совершенно новый уровень, что подтверждается созданием единой концепции ведения документации, применением единых качественных и количественных показателей, созданием соответствующих информационных систем для мониторинга в режиме реального времени.
Как известно, рейтинговая система вузов теперь строится на основе показателей, учитывающих различные аспекты организации воспитательной работы и молодежной политики в вузах, вовлеченности студентов в федеральную молодежную повестку и их информированности о федеральных событиях и проектах.
Так, в рамках реструктуризации Адыгейского государственного университета введена новая должность проректора по молодежной политике и социальным вопросам, в обязанности которого входит координация всей системы воспитательной работы.
Общественная реакция на предлагаемые новации в системе образования неоднозначная. Об этом пишут и говорят практически на всех уровнях, и педагогические работники, и представители общественности.
Так, кинорежиссер Никита МИХАЛКОВ убежден, что «насыщение сознания с молодых ногтей историей, исторической памятью — правильно, аккуратно, фольклорно — должно быть с яслей, с детского сада, с первого класса». Можно сказать, что в целом россияне солидарны с этим мнением.
В частности, большинство педагогов считает, что именно с детского возраста необходимо прививать чувства подлинного патриотизма.
Существует в общественном мнении и другая точка зрения, согласно которой нововведения оцениваются как «патриотизм по расписанию» или «уроки любви к Родине». Более того, некоторые представители общественности полагают, что «новые уроки вообще не вписываются в концепцию образования».
По данным исследования ВЦИОМ «Новации школьного патриотизма: за и против», 83% россиян считают, что современная школа должна в первую очередь давать знания; по мнению 67% респондентов, школа должна участвовать в патриотическом воспитании молодежи.
Зуриет ЖАДЕ, заведующая кафедрой теории государства и права, конституционного строительства и политологии юридического факультета научно-образовательного кластера «Институт права» Адыгейского государственного университета, доктор политических наук, профессор, руководитель регионального отделения РОП в Республике Адыгея.
Источник: Аналитический центр Российского общества политологов (РОП).